Каждый учитель начальных классов сталкивается с проблемой обеспечения благополучной школьной адаптации своих учеников. От того, насколько хорошо педагог умеет решать проблемы адаптационного периода, зависит не только успешность обучения первоклассников, но и их эмоциональное отношение к школе, личностное благополучие, душевное и физическое здоровье.
Проучившись почти весь учебный год, мы можем сказать, что процесс адаптации проходит успешно. Не последнюю роль в этом сыграла наша «Развивающая среда – проектная деятельность».
Мы хотим рассказать о проекте «В моей Вообразилии».
Принципы работы:
Игра – дело серьезное!
Учись играя!
Фантазии – это реальность!
Цели и задачи проекта:
– Учить работать в коллективе, развивать коммуникативные навыки.
– Развивать творческое воображение учащихся при помощи различных видов деятельности.
– Развивать речевое творчество. Учить детей сочинять, импровизировать, разыгрывать диалоги, пользоваться выразительной речью.
– Учить отображать мысли при помощи рисования, аппликации, конструирования и других практических видов деятельности.
– Учить поиску материала по заданной теме из разных источников.
– Развивать внимание, память, любознательность.
Работа над этим проектом рассчитана на весь учебный год. Мы умышленно не выбрали одну «узкую» тему, так как одной из наших задач было узнать интересы детей. А поскольку ребенку в 6-7 лет необходимо сразу видеть результат своего труда, то наша общая тема была разбита на подтемы.
Не секрет, что большинство детей могут работать лишь по образцу. Покажите нам, а мы нарисуем, слепим, сделаем аппликацию. Наша задача – научить ребят самостоятельно сочинять, придумывать. Мы хотим, чтобы они умели отстаивать свою точку зрения, объяснять, почему они сделали именно так. Ребенок должен уметь аргументировать свой ответ, а не думать о том, как сказать «правильно».
Тематика работ:
– я и моя семья;
– подводный мир;
– динозавры;
– летающие цветы;
– цветочное лего;
– космос;
– дом моды;
– автосалон;
– сказочные герои;
– создание сказки от А до Я;
– пластилиновая сказка;
– сказка из лего;
– мультипликация.
Мы не ставили своей задачей выстроить работу так, как предлагают традиционные методики. Мы отважились пойти за детьми, за их интересами, лишь слегка корректируя направления деятельности и способы их практической реализации.
Этапы работы
1. Подготовительный этап
Задача: правильно определить тему, изучив интересы учащихся.
2. Подбор материала
Задача: дать максимум доступной информации по теме.
Использовались различные виды деятельности: просмотр фильмов, посещение музеев, беседы с родителями, подбор иллюстраций и книг на заданную тему.
3. Индивидуальная работа
Задача: уйти от шаблонов. Мы стремились к тому, чтобы дети проявляли инициативу, фантазию, сами создавали образы.
Виды работ: аппликация, рисование, лепка, легоконструирование, оригами.
4. Работа по группам
Задача: разыграть «Сладкую сказку». Данный вид работы – наша находка. Мы использовали для инсценировки сказок игрушки из киндер-сюрпризов.
5. Коллективная работа
Задача: дети должны увидеть результат своей работы.
Оформление общей работы, составление композиции из работ учеников. Учитель направляет, дает советы.
Работа над одной темой занимает 4-5 занятий. Коллективная работа очень нравится детям, потому что они видят, насколько изменяется их творение в общем «хоре».
6. Индивидуальные мини-проекты
Задача: вызвать у ребенка желание проявить инициативу.
Создание сообщения с иллюстрациями, написание сказки и оформление книжки.
7. Подведение итогов. Праздник
Задача: настроить всех на коллективное творчество (участие принимают учитель, ученики, родители).
Постановка сказки на современный лад. Сценарий сказки, костюмы, декорации – все было придумано детьми.
Для нас эта работа тоже интересна, потому что мы отошли от традиционной схемы: конкретная тема – защита. У нас каждый урок – маленькое исследование, открытие.
Ольга ПЛЮЩЕВА, Татьяна МАЛЫШЕВА, учителя начальных классов средней школы №807, Москва
Комментарии