Мы никогда не угадаем, какой жизненной дорогой пойдем и в чем найдем свое предназначение, но, может, этим и прекрасна неизвестность. Ведь порой она готовит нам восхитительные сюрпризы. И однажды вдруг окажется, что то, о чем ты грезил, и то, чем жил в своем фантастическом детском мире, в чем-то совпадут, сольются, соединятся и образуют уникальную линию судьбы. Твоей судьбы.
Много ли вы знаете девочек, которые мечтают стать… космонавтами? А Ольга Хомутинникова, учитель английского языка из Гимназии с углубленным изучением отдельных предметов г. Великого Устюга, в детстве «болела» звездами. Смотрела в безбрежный небесный океан, любовалась мерцанием звезд, запоминала их расположение, яркость, видела себя сначала космопилотом, потом астрономом и, конечно, верила, что однажды как по мановению волшебной палочки у ее окна появится настоящий телескоп.
Телескоп девочке подарили, но романтическая детская эра космонавтики все-таки всегда уступала одной очень заманчивой и притягательной игре – игре в школу. Именно она была самой главной игрой детства.
– У меня не было ни брата, ни сестры, поэтому практиковаться приходилось на тех, кто был рядом. Моими первыми «учениками» были плюшевые медведи и зайцы, Карлсон и пара кукол, – вспоминает наша героиня. – Они безропотно и послушно выполняли все мои требования, внимательно смотрели на импровизированную меловую доску, роль которой играла стенка шкафа, но вместе с тем иногда получали двойки. Я была строгим, но справедливым учителем. Но, пожалуй, самое удивительное в том, что эти «ученики» изучали какой-то до сих пор совершенно неизвестный цивилизации язык.
Если этот язык перенести на бумагу, то он больше походит на кардиограмму, но для меня в то время это были буквы и слова. Было что-то волшебное и завораживающее в том, что мои «ученики» моими руками писали и моим голосом говорили на другом языке. Это был язык нашего мира, и при всей своей странности он для нас был совершенно естественным. Сейчас я понимаю, что, вероятно, именно эта детская игра обусловила и выбор профессии, и выбор предмета.
Игра получила продолжение и тогда, когда девочка стала ученицей гимназии. Как признается Ольга Александровна, высшей наградой для нее было то, что в дни самоуправления, а они ежегодно проводились в школе и давали возможность ученикам встать на место учителя, педагоги предоставляли ей право провести урок. Сколько времени и нервов уходило на то, чтобы подготовиться к этому серьезному испытанию! Но неизменным оставалось одно: побывав в роли учителя, юная гимназистка испытывала радость и чувство удовлетворения от того, что ее «ученикам» было интересно, что они слушали и воспринимали ее именно как учителя.
Может быть, это случается со всеми, чей путь к профессии вырастает из детской игры, но Ольга Александровна до сих пор иногда не может поверить в то, что работает в школе, где училась сама. В любимой школе. Здесь каждый день напоминает те школьные дни детства, когда учили ее, когда целый мир был сосредоточен в уютных кабинетах, в широких коридорах, а главное – в словах, во взглядах, в делах милых сердцу учителей. Сегодня она благодарна возможности постичь бесценный опыт уже как их коллега.
– Ольга Александровна, вы учитель английского языка. Почему именно английского, а не, скажем, французского или итальянского? Какие, на ваш взгляд, достоинства есть в этом языке, кроме того, что он стал международным средством общения?
– Несомненно, знание этого языка необходимо для жизни в современном обществе. Он нужен как для путешествий, так и для общения со всем миром. Впервые я поняла, что сделала правильный выбор в изучении иностранного языка, когда посмотрела свой первый фильм на английском языке и на самом деле поняла все. Что-то во мне тогда словно перестроилось, что-то словно изменилось. Придя в школу в качестве учителя, я хотела, чтобы эту «перестройку» понимания, вникания в чужой язык почувствовал каждый из моих учеников.
Жизнь в провинциальном городе, к сожалению, имеет большой минус при изучении иностранного языка. Он заключается в том, что ребята, изучая другой язык, не видят, как его можно применить на практике в реальном общении. Иностранцы в нашем городе бывают нечасто, ездить за границу могут не многие ученики. Исходя из этого, учитель должен построить процесс обучения так, чтобы дети видели необходимость в изучении иностранного языка. Помочь в этом могут видео и интернет-технологии.
Я очень люблю смотреть хорошие фильмы и делиться находками со своими детьми. Иногда на уроках показываю фрагменты из фильмов, где затрагивается какая-то серьезная тема – любовь, взаимоотношения отцов и детей, отношение к истории, к животным, – которую можно было бы обсудить на английском языке. Очень часто такие видеофрагменты вызывают неподдельный интерес у ребят, они вступают в дискуссию друг с другом, иногда спорят, высказывают свою точку зрения, находят аргументы. А это ли не радость для учителя, когда его ученики размышляют и используют для выражения своей мысли иностранный язык?
Вообще мне кажется, что, изучая любой язык, мы обязательно погружаемся в атмосферу иноязычной культуры, но при этом, что самое главное, узнаем нечто новое о своем родном языке и о своей истории. Сегодня наши дети многого не знают об истории своей страны, поэтому я выбираю такие видеофрагменты фильмов на английском языке, которые могут рассказать и показать ребятам что-то о нашей истории, пусть и глазами иностранных режиссеров, а также мотивирующие видеофрагменты. Например, в каждом 9‑м классе 12 апреля мы смотрим замечательный фильм «Октябрьское небо». На мой взгляд, этот фильм учит ребят целенаправленно идти к своей мечте, а лично у меня он вызывает чувство необыкновенной гордости за нашу любимую страну. Судя по откликам детей, у них этот фильм вызывает те же чувства.
В 11‑м классе я предлагаю ребятам посмотреть легендарный фильм «Пианист». Думаю, что это очень правильный фильм о Второй мировой войне. Дети должны знать нашу историю, и, если просмотр таких фильмов будет способствовать их отклику на тот или иной исторический период, это необходимо делать. Тем более что просмотр непростых и глубоких фильмов вызывает у ребят желание высказаться, обсудить то, что затронуло их души. Такие фильмы заставляют отзываться, писать письма, пересматривать свое отношение, в том числе к учебе и к жизни.
В своей работе мне хочется показать ребятам, что знать английский язык – это значит иметь возможность не просто понимать других людей и вступать в общение с ними, но и получать замечательную возможность узнать многое о себе, о своей истории и культуре, сравнить наши народы и культуры. И, конечно, радует, что, изучая английский язык, ребята начинают смотреть сериалы и фильмы на английском языке с оригинальной «озвучкой» и часто предлагают обсудить всем классом видеофрагменты, которые их впечатлили.
– Ольга Александровна, а когда пришло осознание того, что вы не ошиблись с выбором профессии?
– Хотите верьте, хотите нет, но вопросами правильности выбора я вообще не задавалась, поэтому с радостью осознавала и осознаю только то, что я учитель. Да, это профессия, с одной стороны, очень сложная, потому что нужно отдавать всю себя, без остатка, поэтому часто времени на все не хватает. А с другой стороны, учитель, как ни банально звучит, – это вечная молодость. Ведь каждый день ты будто начинаешь новую жизнь, никогда не знаешь, что сегодня произойдет, какие вопросы ты будешь обсуждать с детьми, о чем они тебя спросят и над чем заставят задуматься. Это очень интересно. Нужно быть очень гибким, и, конечно, не стану первооткрывателем, если скажу, что нужно любить свое дело. Любовь – это самое сильное чувство. Я люблю свою профессию, я люблю своих учеников, пусть они иногда шалят, пусть иногда немножко ленятся, но они готовы работать, готовы постигать новое, их любознательность ведет их вперед.
Будучи учителем, я всегда должна держать себя в тонусе информационном и душевном. Нельзя унывать, нужно быть оптимистом, потому что дети все понимают и видят тебя насквозь. Их не обманешь. И самая большая радость для меня – это встречи с выпускниками, которые приходят в школу всегда, когда бывают в городе. Они улыбаются, когда тебя видят, искренне интересуются делами школы и жизнью учеников.
Я учитель и по-настоящему счастливый человек. У меня есть любимая работа, любящая семья, и рядом со мной те, с кем приятно общаться, на кого можно положиться в любой ситуации.
Когда мне грустно, трудно, наваливается много забот или появляются проблемы, я всегда вспоминаю слова одной из моих выпускниц. Она как-то сказала: «Я очень вас прошу, будьте здесь, когда я приеду в следующий раз, вы нужны здесь». Эти слова были сказаны с таким теплом, что стали для меня путеводной звездой.
И, кстати, о звездах. Помнится, в начале очерка упоминалось о том, что героиня мечтала покорить космос. И ведь, если очень захотеть, мечты сбываются. У каждого из нас свои вселенные и свои звезды. Звезды Ольги Хомутинниковой – это ее ученики и семья. Космонавтом она не стала, но зато стала педагогическим «астрономом», потому что имеет возможность каждый день любоваться звездами глаз. Каждый день, входя в класс, она видит, как сияет звезда по имени Любознательность, вращается планета по имени Интерес, кружатся спутники по имени Душа и Сердце. Все ждут только старта. Звенит звонок, нажата кнопка, и полет, в котором каждый запомнит и сохранит навсегда что-то свое, начинается…
Наталья АЛЕКСЮТИНА, Вологодская область
Комментарии