Летом поехала на новую дачу к родителям. Мама представляла нас новой соседке: «Я учитель, сын врач, а Светлана тоже учитель, но в особенной школе, с детьми с ограниченными возможностями здоровья». На что последовала реплика: «Как нам тебя жалко!»
И остальные реагируют аналогично: «Как ты с ними работаешь, тебе заняться больше нечем? Их чему-то можно научить?»И так становится обидно и грустно. Сейчас в нашей стране во многих умных книгах и телепередачах говорят, что все дети должны быть уравнены в своем социальном статусе, что дети с ограниченными возможностями здоровья не должны быть изолированы от общества. Я много общаюсь с родителями одного из моих учеников, которые были в Европе. Они с восторгом рассказывают об этой поездке. Люди с ограниченными возможностями здоровья там могут посетить любое общественное место. Для этого все здания оборудованы подъемниками и пандусами. В музеях и театрах есть специально отведенные комнаты, где можно привести в порядок детей с ограниченными возможностями. Экскурсоводы вежливы и спокойны, внимательны к каждому. В общественный транспорт легко вкатывается инвалидная коляска, есть ремни для фиксации этой коляски. Окружающие не оборачиваются на таких людей, не показывают на них пальцем, не смеются и не пугаются их. Все равны, все полноценные члены общества.Но вернемся к нашей российской действительности, в которой, к сожалению, не так все безоблачно. Например, учащихся из интернатов для детей с ограниченными возможностями здоровья приглашают в театр, но при этом детей, которые плохо передвигаются, советуют не брать, так как у здания нет даже пандуса. У некоторых зданий все же имеются пандусы, но подъезд к ним часто ограничен из-за скопления припаркованных машин.Но радует то, что многие стали считаться с людьми с ограниченными возможностями здоровья, задумываться об их положении в обществе. Появились первые шаги по созданию условий для них. Но чтобы добиться чего-то большего, у россиян должно кардинально поменяться отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья; должны повсеместно создаваться условия для них; они должны быть нужными для общества.Очень точно подходит сюда отрывок из «Мыслей» профессора Вальтера Дреера: «…Мы говорим о них как о «совсем слабых детях», но в действительности они очень сильные. Они должны всегда ждать, что другой поможет им в удовлетворении их простейших потребностей, а об их желаниях и их исполнении, наверное, вообще редко идет речь. Нужно быть очень сильным, чтобы жить такой жизнью».От нас с вами зависит, чтобы мир стал без барьеров и границ:Вы должны услышать нас,Только помогите!В мир без рамок и границДвери отворите!Светлана ВОРОНОВА, учитель-дефектолог ЦППРК «Детская личность»
Комментарии