Сегодня в Министерстве образования и науки РФ прошло заседание Общественного совета Минобрнауки России, на котором шла речь о введении преподавания «Основ религиозной культуры и светской этики». Представители министерства, общественных организаций, различных конфессий, а также руководители СМИ и педагоги школ России обсудили итоги этого эксперимента.
Заместитель Министра образования и науки РФ Игорь Реморенко отметил, что в 2009-2010 учебном году в эксперименте приняли участие школы 19 субъектов страны, а затем число участников эксперимента возросло до 21. Эксперимент затронул 95% школьников, обучающихся в 4 классе. Однако, по словам главного редактора радиостанции «Эхо Москвы» Алексея Венедиктова, из оставшихся 62 регионов, лишь 28 готовы также ввести у себя эти уроки.
Для разработки методических рекомендаций по преподаванию дисциплины был создан Межведомственный координационный совет во главе с Андреем Фурсенко, куда и вошли представители основных конфессий: православие, ислам, буддизм, иудаизм. Кроме того, участие в работе принимали и специалисты, готовившие рекомендации по преподаванию светской этики. Также была создана Рабочая группа по созданию учебников под руководством признанного специалиста в области религиоведения М.М. Шахнович. Помимо этого, в каждом регионе существовали местные советы по внедрению дисциплины. Что касается Минобрнауки, то в его задачи в рамках эксперимента входила подготовка методических материалов, их тиражирование и распространение по пилотным школам.
Преподавание «Основ религиозной культуры и светской этики» велось в IV четверти 4 класса и I четверти 5 класса по 17 часов в каждом учебном году. Время на эту новую дисциплину было выделено за счет регионального и школьного компонентов и еженедельно занимало 2 учебных часа.
Структура дисциплины представлена 4 блоками, где охвачены вопросы не только различных религиозных культур, но и общедуховных ценностей. Второй и третий блок посвящены изучению традиций одной из конфессий или светской этики, которую выбрали сами дети.
По результатам, представленным Игорем Реморенко, 42% учащихся выбрали основы светской этики, православие – 30%, основы мировых религиозных культур – 18%, основы исламской культуры – 9%. Внимание буддизму и иудаизму решили уделить всего по 1% школьников. По словам заместителя министра образования и науки РФ, подобный выбор не отражает религиозную приверженность школьников и их семей, которые часто и определяют этот выбор, а больше говорит о желании детей расширить свой кругозор.
В тоже время Алексей Венедиктов отметил, что в первую очередь преподавание новой дисциплины открыло очень серьезную проблему. Оказалось, что «Основы религиозной культуры и светской этики» не решают основной задачи, которую они призваны решать, – воспитание терпимости. Наоборот, предмет помогает детям глубже узнать о своей религиозной традиции, и они чаще выбирают предмет, который рассказывает им о себе, а не о других, не дает понять, почему их сосед по парте, товарищ по классу иначе одет, празднует другие праздники.
Еще проблема. До сих пор дискуссионной остается вопрос оценивания школьников в рамках данного предмета. Также методически неверным в глазах педагогов выглядит и разрыв преподавания дисциплины между 4 и 5 классом. Во-первых, дети забывают материал за время каникул. Во-вторых, в 4 классе предмет чаще всего ведет учитель начальных классов, а в 5 классе его сменяет уже педагог-предметник. Однако, решить эту проблему в некоторых школах пытаются, приглашая уже в 4 класс учителей из старшей школы. По мнению директора гимназии №56 Санкт-Петербурга Майи Пильдес, преподавание дисциплины должно быть сконцентрировано в 4 классе, поскольку основы толерантности, которые призвана заложить данная дисциплина, должен дать педагог, к которому ученик испытывает наибольшее доверие на протяжении всей учебной жизни, а это именно педагог начальных классов.
Каким образом это сделать и распределить нагрузку педагога, Общественному совету при Минобрнауке России еще предстоит задуматься в рамках корректировки программы «Основ религиозной культуры и светской этики». А эту и ряд других проблем стоит решить, прежде чем внедрить эту дисциплину в школах всей страны в будущем учебном году, как это запланировано по результатам эксперимента.
Комментарии