Вот уже несколько лет в столице ежегодно создают рейтинг школ, которые имеют высокие образовательные результаты и вносят свой весомый вклад в повышение качества столичного образования. Событием уходящего 2015 года стало то, что в рейтинг российских школ, показавших наивысшие результаты в своей деятельности, вошли 139 московских школ.
Иван ЯЩЕНКО, директор Московского городского центра педагогического мастерства, руководитель группы, работавшей над составлением московского и российского рейтингов: Сегодня мы можем порадоваться не только за школы, вошедшие в московский рейтинг, но и за те школы, которые вошли в федеральный рейтинг. Все, кого интересовали эти рейтинги, видели публикации на сайтах, в газетах и знают, что 139 московских школ вошли в рейтинг Топ-500 России. Это, конечно, очень большой успех, тем более что еще 32,7 процента выпускников 9-х классов столичных школ окончили в прошлом году школы, вошедшие в Топ-500, то есть это каждый третий московский выпускник основной школы. Конечно, мы этому рады, понимаем, что это успех всей системы столичного образования, потому что его существенная часть – результат межшкольного взаимодействия: у нас сейчас есть здоровая конкуренция между школами, но в то же время расширяется взаимодействие и методическая поддержка на горизонтальном уровне. Успех наших школ – это прежде всего мощный успех педагогических коллективов. Мы ожидали таких результатов на федеральном уровне, потому что успехи наших ребят на экзаменах, на олимпиадах в прошлом году были очень мощными, они не могли не сказаться на федеральном рейтинге. Возвращаясь к московскому рейтингу школ, хочу подчеркнуть, что это в первую очередь, и мы на это всегда обращаем внимание, рейтинг результатов. То есть это рейтинг баллов, заработанных всем коллективом школы – и педагогическим, и ученическим, это результаты, которые видны снаружи, ведь при составлении рейтинга нет никаких экспертных оценок, нет никакой дополнительной нагрузки на школы, наоборот, каждая школа по итогам учебного года получает от Московского центра педагогического мастерства огромную таблицу, в которой сведены все ее образовательные результаты. Эта таблица – мощный инструмент анализа результатов работы школы и для планирования ее работы. Можно видеть, в чем есть сильные стороны деятельности школы, в чем слабые стороны, решать, что с этими слабыми сторонами деятельности делать, может быть, какие-то стороны деятельности не стали приоритетом в работе школы, а какие-то, наоборот, имеет смысл усилить. Конечно, таблица может быть и одним из инструментов, который администрация, управляющий совет школы при участии профсоюзной организации могут учитывать и использовать при распределении стимулирующего фонда, так как в ней очень хорошо видно, насколько эффективно работают те или иные структурные подразделения, те или иные уровни, даже те или иные конкретные учителя. В то же время эту таблицу нельзя понимать буквально, например, если ребенок достиг высокого результата по математике, то это заслуга исключительно учителя математики, тут существенный вклад вносит и классный руководитель, и преподаватели других предметов, потому что каждый ребенок развивается комплексно, и это тоже очень важно. В отличие от федерального рейтинга московский рейтинг гораздо более многогранен. Благодаря наличию в столице мощных информационных систем, в которые все больше и больше информации собирают независимо от школ, мы получаем возможность выстраивать рейтинг более комплексно. Наш рейтинг максимально открыт и прозрачен, его критерии опубликованы, это позволяет нам в течение учебного года выстраивать его более комплексно. Более того, критерии рейтинга известны на год вперед, поэтому сегодня нужно обращать внимание не только на критерии прошлого года, но и на критерии будущего года, потому что рейтинг – это не только фиксация определенного успеха, но и задание для директоров, ориентирующее школы на развитие. Из таких критериев, которые есть в московском рейтинге, но нет в федеральном, очень важным мне кажется то, что благодаря интеграции деятельности Департамента социальной защиты населения и Департамента образования нам удалось в этом году впервые учесть в рейтинге результаты работы школы с ребятами, имеющими инвалидность. Мы понимаем, что это очень важное направление, очень большое количество московских школ активно включились в эту работу, используя разные формы, где-то это инклюзивное образование. Работа с такими ребятами, конечно, требует гораздо больше затрат педагогического коллектива. Кроме того, что школа получает повышенное финансирование на обучение и воспитание детей, имеющих инвалидность, в рейтинге те баллы, которые достигнуты ребятами из этой категории, умножают на установленные коэффициенты. Кроме того, все баллы, которые набрала школа, умножают на некоторый коэффициент, пропорциональный количеству ребят с инвалидностью, которые учатся в этой школе. Отдельно отмечу, что в 2015 году этот коэффициент стал более детализированным, баллы старшей, основной и начальной школы умножают на коэффициент, пропорциональный количеству таких ребят на этих ступенях. То есть этим дополнительно стимулируют школы и на получение дополнительных образовательных результатов, и на активную работу с ребятами, имеющими инвалидность, получая с ними образовательные результаты. В этом году у нас очень много образовательных результатов, в том числе высокого уровня, на олимпиадах московского и федерального уровня, впервые достигнутых ребятами с инвалидностью. Такие успехи, конечно, не всегда удается показать в прессе, потому что эта тема очень деликатная, не о каждом ребенке имеет смысл писать с педагогической точки зрения, мы стараемся там, где это возможно, такие примеры делать публичными с тем, чтобы давать ребятам стимулы, чтобы они понимали – какие-то проблемы в здоровье совершенно не означают, что нет шансов достичь хороших результатов на ОГЭ и ЕГЭ, на Всероссийской олимпиаде школьников. В рейтинге школ учитывают также работу школы в социокультурной сфере, по использованию соответствующих ресурсов города, это олимпиады «Музеи. Парки. Усадьбы», «Не прервется связь поколений». В этом году мы планируем расширять количество таких мероприятий пока в пилотном плане, то есть пока в рейтинге их не будет. Мы отрабатываем механизмы учета ученического самоуправления, возможно, в 2017 году будем выходить с предложением включать и эти показатели, такая работа идет совместно с Дворцом пионеров на Воробьевых горах. Достаточно важное дополнение в рейтинг то, что кроме баллов по ЕГЭ – 220 и 190 по трем предметам – со следующего года будут учитывать и 160 баллов по трем предметам. Это даст дополнительный акцент для того, чтобы ребята, которые не планируют поступление в высшие учебные заведения, тем не менее сдавали экзамены по трем предметам, а может быть, даже пытались сдать экзамены по четырем предметам. 160 баллов – тот уровень, которого может достичь любой ученик, нормально учащийся, но не планирующий получать какие-то очень высокие результаты. Уже известно, со следующего года на обязательной государственной аттестации в 9-м классе вводят четыре обязательных экзамена – русский язык, математика и два по выбору. Это означает, что должен быть сделан дополнительный акцент в работе школы именно со всеми ребятами, чтобы каждый московский школьник занимался не только обязательными предметами – русским языком и математикой, но и получал хорошее комплексное образование. Мне часто задают вопрос о том, почему мы не используем средние баллы. Подчеркну, что использование средних баллов не только в рейтинге, но и вообще в какой-то внутренней аналитической работе, в каких-то показателях, во-первых, научно не корректно, во-вторых, антипедагогично. Если мы будем на уровне образовательных учреждений сравнивать средний балл ЕГЭ по физике, а это предмет по выбору, то какой самый простой способ повысить этот средний балл? Есть очень простое, но антипедагогическое действие – провести соответствующую диагностику и всеми правдами-неправдами объяснить тем ребятам, которые не получают очень высокие баллы, чтобы они физику не сдавали. Тогда ЕГЭ по физике будут сдавать буквально несколько человек, получат свои 70-80 баллов и у школы будет прекрасный средний балл. Наоборот, учитель, который любит свой предмет, имеет хороший авторитет у ребят, у которого многие ребята стремятся сдать ЕГЭ по физике, даже не собираясь поступать в соответствующий вуз, не будет отговаривать их от сдачи этого экзамена. Когда мы учитываем только позитивные результаты (например, сколько ребят неплохо сдали ЕГЭ), то, естественно, оттого что ребята пойдут сдавать больше экзаменов, попробуют свои силы, балл школы в рейтинге может повыситься, но никогда не снизится. Точно так же, как, если школа взяла ребенка, который может быть не очень хорошо подготовлен, это не снизит ей никакие показатели, но может принести дополнительные баллы. По профилактике противоправных нарушений мы не штрафуем школы, не снимаем баллы, если какой-то ее ученик совершил такое нарушение, наоборот, мы даем школе баллы за каждого ребенка, который такое нарушение не совершил. Причем чем сложнее работа с конкретным ребенком, стоящим на учете в органах внутренних дел, тем больше баллов дадут школе за этого ребенка, если он нарушений не совершал. Школа, в которой, как любят говорить, «тяжелый контингент», вместо того чтобы быть обреченной на понижение в баллах, наоборот, при правильно выстроенной профилактической работе имеет возможность заработать очень большое количество баллов, выполнив такую важную функцию, сделав так, чтобы повторных правонарушений не было. То есть рейтинг ориентирует школы на позитивные дела. Очень важна из критериев рейтинга следующего года (в этом году их еще не учитывали) оценка работы, связанной с рабочими профессиями. Мы будем учитывать, в частности, на равных с итогами Всероссийской олимпиады школьников итоги Всероссийской олимпиады по специальностям профессионального мастерства, то есть если ребенок по специальностям профессионального мастерства стал победителем, он так же, как победитель Всероссийской олимпиады школьников по математике, принесет своей школе 10 баллов. Мы будем учитывать также результаты участия ребят в WorldSkills. Это не специализированное мероприятие для ребят, осваивающих специальности профессионального образования, мы будем очень рады и приветствуем участие в этих мероприятиях ребят, которые осваивают обычные программы, но заинтересовались рабочими профессиями. Точно так же, как первые этапы школьных олимпиад по предметам – химии, биологии – имеют профориентационный характер, ребята выбирают соответствующий предмет на углубленном уровне изучения, так мы планируем вместе с коллегами, организующими Всероссийскую олимпиаду по рабочим профессиям, использовать первый, массовый этап для пропаганды рабочих профессий. Вполне возможно, что потом больше ребят будут осваивать рабочие профессии или в рамках соответствующих программ, или в рамках дополнительного образования. Тем более что там есть смежные с какими-то другими направлениями специальности, например, в WorldSkills специальность «системное администрирование» очень близка математическим классам, классам с углубленным изучением информатики. Поэтому для ребят будет весьма естественно попробовать себя в этой специальности.Соответственно мне кажется достаточно важным то, что школы обращают серьезное внимание на свою позицию в рейтингах не только в смысле получения грантов мэра Москвы (там есть определенные механизмы прохождения аттестации, работы с контролирующими органами). Каждая школа имеет возможность через систему ЕКИС получить свои результаты в рейтинге в прошлом году и проанализировать их, а самое важное – спланировать успешную работу в следующем году, тем более что все критерии уже известны. Рейтинг не сам по себе рейтинг, он нужен для чего-то, а это дополнительный акцент для работы школы со всеми ребятами, что очень важно. По поручению Департамента образования Московский центр педагогического мастерства ведет научную и научно-аналитическую работу, на многих площадках обсуждает проблемы составления рейтинга. Если в рамках этой работы у первичных профсоюзных организаций, у МГО профсоюза будут какие-то предложения по параметрам рейтинга, которые имело бы смысл включить в рейтинг, мы будем рады их получить и рассмотреть.
Комментарии