Время не ждет и заставляет идти в ногу: не будем заботиться о собственном высококлассном кадровом потенциале – грош цена всем усилиям по созданию инновационной экономики. Не хватает инженерных кадров, некому работать в наукоемких отраслях, остается искать специалистов за рубежом. В Мордовии с этими наболевшими вопросами решили справляться внутри региона, причем проблему нехватки технических кадров начали решать коренным образом – со среднего (полного) общего образовательного звена. Идея создания школы для одаренных детей в Мордовии при горячей поддержке лично главы региона Николая Меркушкина, подкрепленная серьезной материальной составляющей, получила реальное воплощение.
Инициатива на вооруженииПриоритетную задачу по развитию системы поддержки талантливых детей Президент России Дмитрий Медведев сформулировал в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». Суть проекта – в создании школы, способной не только раскрыть личностный потенциал детей, воспитать в них интерес к учебе и знаниям, стремление к духовному росту и здоровому образу жизни, но и подготовить их к профессиональной деятельности с учетом задач модернизации и инновационного развития страны. Глава государства подчеркнул: должны быть созданы учреждения круглосуточного пребывания, а имеющийся опыт деятельности физико-математических школ при университетах страны следует активно тиражировать.22 апреля прошлого года Дмитрий Медведев дал поручение Правительству РФ совместно с органами исполнительной власти регионов подготовить предложения по развитию при ведущих университетах школ и специализированных центров для одаренных детей. В Мордовии к этому времени проект подобной инновационной школы уже был запущен – Республиканский лицей – Центр для одаренных детей, созданный распоряжением Правительства Республики Мордовия от 11 мая 2010 года №227-Р.Инвестиции в будущееНеобходимость создания особенной школы, где могли бы учиться одаренные школьники со всей республики, с которыми занимались бы лучшие педагоги, в Мордовии появилась в последние годы. За это время в республике удалось сформировать ключевые элементы региональной инновационной системы, созданы высокотехнологичные производства, нацеленные на выпуск новейшей продукции, завершается создание двух основных площадок технопарка, оснащается современным оборудованием учебно-лабораторная база национального исследовательского университета – МГУ имени Н.П.Огарева, скоро заработает ДАТА-центр, в котором будут трудиться 350-400 человек – талантливые, хорошо разбирающиеся в области IT-технологий специалисты. Для них построят жилой дом рядом с Парком культуры и отдыха имени А.С.Пушкина (недалеко от этого места расположится и школа для одаренных детей). Но кому учиться в этой школе, а потом – работать в технопарке и жить в комфортных квартирах? Это зависит от учителей, от качества подготовки юных физиков, прежде всего в глубинке. Кстати, в некоторых районах республики уже действуют филиалы Центра для одаренных детей. Планируется, что они откроются во всех муниципалитетах – создается целая система.Лучшее – лучшимВсе начинается со школы, поэтому совершенно логично, что ключевым звеном в цепочке «школа – вуз – технопарк» становится Республиканский лицей – Центр для одаренных детей. Это нетиповое образовательное учреждение с принципиально новой концепцией, рассчитанное на учащихся 8-11-х классов. Предполагается, что со временем в нем будут учиться около 300 детей. Приоритетными выбраны три профильных направления подготовки: физико-математическое, химико-биологическое и информационно-технологическое.Главным критерием отбора в центр на текущий учебный год было желание школьников углубленно заниматься предметом. Набор состоялся – пришли самые активные, увлеченные наукой ребята. Вступительные испытания на следующий учебный год проводили на конкурсной основе в три этапа: заочный, очный туры и собеседование.Научным руководителем и идейным вдохновителем Центра для одаренных детей стал физик, кандидат педагогических наук Д.Подлесный, приглашенный главой Республики Мордовия Николаем Меркушкиным из Сарова. Ученый завоевал доверие – в копилке его воспитанников три «серебра» и «бронза», завоеванные на международных олимпиадах по физике. Из них два призовых места за мордовскими школьниками – Денисом Кузиным (2004 год) и Дмитрием Горностаевым (2010 год).Учебные будни в лицее выглядят следующим образом: до обеда – обычные уроки, после – занятия по профильным предметам. Вечером – внеклассные мероприятия, занятия в кружках, секциях – по желанию. Материальные проблемы не станут преградой на пути к качественным знаниям для ребят из сельских районов и других регионов – в центре они попадают на полное гособеспечение, расходы на проживание в общежитии, питание берет на себя республиканский бюджет. Кроме того, учащиеся лицея получают ежемесячную стипендию в размере 500 рублей, а показавшие серьезные результаты будут стимулироваться дополнительно.Сейчас Центр для одаренных детей располагается на базе Саранского автомеханического техникума, где есть комфортное общежитие. Но в скором времени лицеисты переедут на новое место: в настоящее время идет реконструкция здания общежития кооперативного техникума, для лицея будет построено новое здание. На этот проект планируется выделить 350 миллионов рублей. Лицей расположится в центре города, через дорогу – уютный парк с аттракционами, красивая набережная, фонтанный спуск, рядом – Ледовый дворец, современный стадион с искусственным газоном и водоемом. Современный дизайн фасада и интерьеров, светлые аудитории, хорошо оснащенные лаборатории – таким станет центр, где будут учиться и жить одаренные ребята из разных уголков республики и регионов страны. Кроме того, рядом с центром за счет средств республиканского бюджета строится дом для специалистов технопарка, научной элиты и преподавателей лицея.Образовательный инкубаторВ Центре для одаренных детей уже сейчас решается триединая задача, конечная цель которой – формирование кадрового потенциала в сфере высоких технологий, команды высококлассных инженерных специалистов, способных продвигать «умную» экономику. Во-первых, в центре концентрируется уникальная современная база – для обучения способных детей создаются все условия. Во-вторых, здесь собирается педагогический цвет – опытные наставники, в том числе привлекаемые и из других регионов. В-третьих, формируется четкая система научной преемственности – ведется тесное сотрудничество с Мордовским национально-исследовательским университетом и лучшими техническими вузами страны, разрабатываются совместные программы.О поощрении лучших педагогов в Мордовии следует сказать особо. Педагоги, чьи ученики стали победителями республиканской предметной олимпиады, получают здесь ежемесячную доплату в размере 7 тысяч рублей. Для наставников, взрастивших призеров российской олимпиады, вознаграждение составляет 10 тысяч рублей, победителей российской олимпиады – 20 тысяч, призеров международной олимпиады – 30 тысяч, победителей международной олимпиады – 50 тысяч. Эти надбавки учителя будут получать на протяжении трех лет в соответствии со специальным указом главы Республики Мордовия.С появлением Республиканского лицея – Центра для одаренных детей (настоящего образовательного инкубатора для юных дарований в деле выявления и государственной поддержки талантливой молодежи) совершен настоящий прорыв. Способных школьников привлекают в него не только из Мордовии, но и из других регионов, прежде всего – с компактным проживанием мордвы.
Комментарии