search
main
0

В Левково цвели левкои. Откуда берутся имена и как рождается народный музей?

В Ивантеевке День объятий. Телевизионщики с камерами предлагают прикоснуться друг к другу, обхватив визави, передать свое отношение, радость от встречи и симпатию. Это только что придуманная акция. А о традициях края и поисках наследия прошлого в это время говорят в учреждении дополнительного образования «Экос». Это не просто дебаты любителей старины – курсы повышения квалификации для специалистов по краеведческой и музейной работе. Необходимость такого деяния возникла в Центре развития системы дополнительного образования детей и молодежи Московской области. Обмен опытом и прослушивание лекций корифеев дает право собравшимся получить диплом Педагогической академии последипломного образования.

Татьяна ТАНЧЕНКО, учитель биологии гимназии №6, методист центра «Экос» и методист отделения краеведения и туризма областного центра, эколог года Подмосковья-1997 и 2006, лауреат премии губернатора региона, заслуженный работник образования области, победитель нацпроекта:

– Введение профильного обучения в средней школе – одно из важнейших направлений модернизации общего образования. В условиях профильного обучения школьникам предстоит развивать знания и умения, необходимые для будущей профессиональной карьеры.

Для формирования интереса и положительной мотивации к выбранному профилю содержание курсов подготовки должно включать теоретический и практический материал, иногда выходящий за пределы школьной программы. Образовательный стандарт, кадровые ресурсы и материальная база школы не всегда позволяют использовать те или иные виды практической деятельности учащихся, удовлетворяющие их различным потребностям. А учреждения дополнительного образования зачастую имеют все вышеперечисленные условия.

Цель данного курса – подготовить педагогов к работе в условиях профильной школы, ознакомить с методическими основами профильного туристско-краеведческого образования и музееведения.

В качестве основных форм используются лекционные и практические занятия. Цикл лекций построен на личном опыте многолетней практической деятельности преподавателей.

По окончании курсов слушателям будет предложено выполнение выпускной квалификационной работы в виде зачета.

Обучение рассчитано на 72 аудиторных часа, продолжительность курсов – 8 месяцев, периодичность – 1 раз в месяц. Учебный план включает 2 раздела: «Туристско-краеведческая профильная подготовка старшеклассников в системе «школа – центр дополнительного образования» и «Школьный музей – основа патриотического воспитания школьника».

Занятия проводятся с использованием интерактивных методов обучения, информационных технологий. Каждый слушатель получает пакет информационно-методических материалов по тематике курсов, ему предоставляется возможность получить индивидуальные консультации специалистов, обменяться опытом и принять участие в дискуссиях по острым проблемам дополнительного образования: школьного краеведения и музееведения.

По окончании курсов при условии успешного выполнения слушателями итоговой работы, отражающей содержание курсов, указанных в учебном плане, выдается удостоверение государственного образца о краткосрочном повышении квалификации.

Елена СУРИНА, учитель географии гимназии №6, директор центра «Экос»:

– То, что мы выбрали «Экос» для встречи в этот день, не случайно. Чаще курсовые занятия проходят в библиотеке имени Горбунова. Но нам хотелось, чтобы коллеги увидели результаты наших дел воочию. У нас в центре происходит много интересного. У ребят есть возможность освоить начальную туристическую подготовку, девчонки и мальчишки благодаря нашим занятиям попадают в занимательный мир гидробиологии, активно участвуют в просветительской деятельности экологической агитбригады. Мы даже проводим фестиваль экологических театров и агитбригад – это своего рода некая практическая экология, помогающая разобраться во взаимоотношениях, ведь порой разговорить другого человека непросто, а вот ключик к сердцам, оказывается, заложен в бережном чувстве к себе, ближнему, природе. И наши дети с огромным удовольствием узнают, что такое ландшафтная экология. Это и популярно сегодня, и красиво.

Мы хотим сформировать у подрастающего поколения основополагающие и естественно-научные опорные знания, необходимые для дальнейшего развития познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей, навыков, которые позволят им применить полученные биологические знания в своей практической деятельности. И, безусловно, мы желаем подготовить наших детей к жизни, в которой не будет места вредным привычкам, так как они оказывают губительное влияние на человека и окружающий его мир.

Наша Татьяна Сергеевна разработала собственную методическую систему «Интеграция урочного и внеурочного естественно-научного образования учащихся как одна из форм развития активной и творческой личности». Вот в «Экосе» и происходит выполнение той ее части, что озвучена Танченко как «внеурочная». Об эффективности системы можно судить по тому, что после ее введения среди воспитанников Татьяны Сергеевны стало гораздо больше победителей школьных, городских и всероссийских биологических и экологических олимпиад, победителей и лауреатов образовательных конкурсов, проходящих под эгидой Министерства образования и науки РФ – «Юнэко», «Юность. Наука. Культура», «Отечество». Появились публикации научно-исследовательских работ учащихся, а также методических разработок уроков-семинаров «Происхождение человека», «Возникновение жизни на Земле», виртуальная экскурсия «Строение и функции клеточных структур», методические рекомендации по организации и проведению Дня птиц в школе. Мы даже собираем фильмотеку из наших видеороликов по следам своих экспедиций. Но самый весомый, на мой взгляд, показатель того, что Танченко попала в десятку, – это немалое количество детей, поступающих в высшие учебные заведения с эколого-биологической направленностью.

Ольга ШЕХОВА, учитель истории и обществознания гимназии №3, руководитель школьного музея, педагог центра «Экос», методист областного центра, лауреат премии губернатора региона:

– Школьный музей – термин, знакомый едва ли не каждому россиянину. Однако далеко не все могут достаточно четко объяснить, что же представляет собой это оригинальное явление в отечественной культуре. С одной стороны, о школьных музеях написано большое количество работ научно-исследовательского характера, неоднократно издавались учебно-методические пособия, нормативные акты, о них рассказывала пресса. А с другой стороны, даже специалисты до сих пор не пришли к единому мнению в определении школьного музея, продолжаются споры об их статусе и месте в реализации государственной культурной политики, о «пользе» и «вреде» этих музеев.

Созданию школьного музея предшествует серьезная краеведческая работа, как правило, по нескольким направлениям и темам. Изучая эти темы, собирая краеведческие материалы, учащиеся на конкретных примерах знакомятся с историческими событиями, фактами, явлениями природы. Они получают возможность проверить и закрепить свои знания, полученные на уроках, значительно расширить их. Отечественная история, преломленная через исторические события, происходившие в крае, через судьбы их участников и очевидцев, становится более зримой и понятной. Знания о многих явлениях природы, о взаимодействии человека и окружающей среды, почерпнутые из учебного курса, в процессе краеведческих, экологических исследований становятся не только конкретными, но и вызывают потребность участия в охране объектов природы, в оздоровлении экологической обстановки в родном селе, поселке, городе. Можно привести большое количество примеров, когда краеведческая деятельность учащихся перерастала из познавательной в общественно полезную. Принесение пользы обществу – это один из обязательных компонентов любой краеведческой деятельности, в том числе школьных музеев. Однако включение в эту общественно полезную деятельность возможно только при условии получения конкретных и достоверных знаний об объекте изучения и овладения определенными методиками.

Школьный учебный курс дает лишь основные представления об истории Отечества, о развитии и содержании отечественной культуры, о природе страны и использовании природных ресурсов. Большинство знаний и навыков, необходимых краеведам, учащиеся получают в процессе внеурочной деятельности – в клубах, кружках, научных обществах. Дополнительно к школьному курсу учащиеся получают возможность изучить предмет и методики многих научных дисциплин: источниковедения, археологии, этнографии, фольклористики, литературоведения, искусствоведения, археографии, музееведения. Это, конечно, не значит, что учащиеся овладевают всеми этими дисциплинами и используемыми в них методиками, а только теми, которые становятся необходимыми в процессе конкретных краеведческих исследований.

Многие педагоги на собственном опыте убедились, что занятие краеведением повышает успеваемость, значительно расширяет кругозор детей, формирует определенное мироощущение и социальную активность, приучает самостоятельно анализировать информацию и делать собственные выводы.

Ивантеевка

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте