search
main
0

В космос – на серебристом звездолете

Контрольные работы по курсу “Физика и астрономия”. 8-й класс

Контрольная работа # 1.

Тема “Электрические явления. Строение вещества”

Вариант I

1. Если сухой незаряженной палочкой из оргстекла провести по металлическому стержню электроскопа, то электроскоп заряжается.

а) Какое явление произошло? По какому признаку можно судить о том, что электроскоп зарядился?

б) Не противоречит ли это явление закону сохранения электрического заряда? Ответ обоснуйте.

в) Через некоторое время заряженный электроскоп разряжается. Почему?

2. Два заряда, равных q1= 9,6 · 10-9 Кл и q2 = 3,2 · 10-9 Кл, находятся на расстоянии 4 см друг от друга.

а) Как взаимодействуют эти заряженные тела? Почему это взаимодействие проявляется на расстоянии?

б) С какой силой взаимодействуют эти заряды?

в) Во сколько раз эта сила больше силы взаимодействия двух элементарных зарядов, находящихся на том же расстоянии?

3. Химический элемент азот имеет порядковый номер 7 в Периодической системе Менделеева.

а) Сколько электронов содержит нейтральный атом азота?

б) Нарисуйте схему распределения электронов по слоям у атома азота. Каким химическим элементам аналогичны свойства азота?

в) Атом азота превратился в ион N5+. Какие изменения произошли с атомом?

Вариант II

1. Пластинка из пластмассы, потертая шерстяной тканью, приобрела отрицательный заряд.

а) Какое явление произошло? Зарядилась ли при этом шерстяная ткань?

б) Не противоречит ли это явление закону сохранения энергии? Ответ обоснуйте.

в) Заряженную пластинку из пластмассы поднесли к незаряженному электроскопу, соединенному стеклянной палочкой с другим таким же электроскопом. Объясните наблюдаемое явление.

2. Два разноименных заряда по 4,8·10-6 Кл каждый находятся на расстоянии 2,4 см друг от друга.

а) Как взаимодействуют эти заряженные тела? Почему это взаимодействие проявляется на расстоянии?

б) С какой силой взаимодействуют эти заряды?

в) Какому количеству элементарных частиц соответствует каждый из этих зарядов до их соприкосновения? После их соприкосновения?

3. Химический элемент кислород имеет порядковый номер 8 в Периодической системе Менделеева.

а) Сколько электронов содержит нейтральный атом кислорода?

б) Нарисуйте схему распределения электронов по слоям у атома кислорода. Каким химическим элементам аналогичны свойства кислорода?

в) Атом кислорода превратился в ион O2-. Какие изменения произошли с атомом?

Контрольная работа # 2.

Тема “Температура. Внутренняя энергия.

Тепловые машины”

Вариант I

1. 210 г цинка, взятого при температуре 200С, нагревают до температуры плавления и превращают в жидкое состояние.

а) Какое количество теплоты затрачено на нагревание цинка?

б) Какое количество теплоты затрачено на нагревание и плавление? Изобразите процесс графически, откладывая по оси абсцисс подводимое количество теплоты, а по оси ординат – температуру вещества.

в) Какое количество теплоты рассеялось, если израсходовали 10,5 г бензина?

2. Обшивки космических кораблей и искусственных спутников Земли изготавливают из материалов, имеющих серебристый цвет.

а) Зачем это делают?

б) Играет ли это большое значение при старте космического корабля?

в) Почему в искусственных спутниках Земли и космических кораблях необходима принудительная циркуляция воздуха?

3.

а) В каких устройствах используются тепловые двигатели? Приведите примеры.

б) Какие преобразования энергии происходят в паровой турбине?

в) Вычислите кпд идеальной паровой турбины, если пар поступает в нее при температуре 4800С, а выходит из нее при температуре 300С.

Вариант II

1. В котельную установку вода поступает из водопровода при температуре 70С.

а) Какое количество теплоты необходимо затратить, чтобы нагреть 4,4 т воды до 1000С?

б) Какое количество теплоты потребовалось для нагревания этой воды и превращения 10% ее в пар при температуре 1000С? Изобразите процесс графически, откладывая по оси абсцисс подводимое количество теплоты, а по оси ординат – температуру вещества.

в) Сколько природного газа надо было сжечь для этого, если кпд котельной установки 60%?

2.

а) Каким из трех способов теплообмена Солнце отдает часть тепла Земле и другим планетам?

б) Земная атмосфера вследствие своей прозрачности очень мало поглощает солнечные лучи и поэтому не нагревается. Почему же летом бывает жарко даже в тени?

в) Теплый воздух поднимается вверх. Почему же в тропосфере на высоте 1-2 км в верхнем облачном слое наблюдается повышение температуры воздуха?

3.

а) Какая тепловая машина называется двигателем внутреннего сгорания?

б) В чем преимущества ДВС по сравнению с паровой турбиной?

в) В ДВС температура продуктов сгорания достигает 18000С, а температура выбрасываемых в атмосферу газов около 5000С. Каков теоретический кпд такого двигателя внутреннего сгорания? Почему реальные значения кпд значительно ниже?

Контрольная работа # 3.

Тема “Электрический ток. Электрическая цепь”

Вариант I

1. Удельное сопротивление нихрома 1,1 Ом · мм2/м.

а) Что означает это число? Каково сопротивление нихромовой проволоки длиной 2 м и площадью сечения 0,5 мм2?

б) Какой длины такую нихромовую проволоку нужно взять, чтобы изготовить реостат сопротивлением 6 Ом?

в) Постройте график зависимости сопротивления нихромовой проволоки сечением 0,5 мм2 от ее длины.

2. Сопротивления резисторов, включенных в электрическую цепь, соответственно равны 4 Ом и 3 Ом. Стрелка вольтметра показывает на 6 В. (Рис. 1).

а) Каковы показания амперметров?

б) Определить мощность электрического тока в каждом из резисторов.

в) В каком из резисторов и во сколько раз выделится большее количество теплоты за одинаковое время?

3. Электрический ток в металлических проводниках представляет собой упорядоченное движение…. (закончить предложение).

а) Каков знак заряда у этих частиц?

б) Требуется изменить направление электрического тока в лампочке, подсоединенной к полюсам аккумулятора. Что надо сделать для этого?

в) В чем причина “мгновенного” появления тока при замыкании электрической цепи в любом месте металлического проводника, как бы длинен он ни был?

Вариант II

1. Удельное сопротивление алюминия 0,028 Ом · мм2/м.

а) Что означает это число? Каково сопротивление алюминиевой проволоки длиной 20 м и площадью сечения 0,5 мм2?

б) При какой площади сечения алюминиевая проволока данной длины будет иметь сопротивление 2,8 Ом?

в) Постройте график зависимости сопротивления алюминиевой проволоки длинной 20 м от площади сечения.

2. Сопротивления резисторов, включенных в электрическую цепь, соответственно равны 4 Ом и 2 Ом. Стрелка амперметра показывает 1,5 А. (Рис. 2).

а) Каковы показания вольтметров?

б) Определить работу электрического тока в каждом из резисторов за 10 с.

в) В каком из резисторов и во сколько раз выделится большее количество теплоты за одинаковое время?

3. Для создания электрического тока в металлическом проводнике необходимо наличие в нем… (закончить предложение).

а) Какие устройства предназначены для этого?

б) Какое условие необходимо для того, чтобы от исправного гальванического элемента или аккумулятора получить электрический ток?

в) Почему тепловое движение электронов в металлическом проводнике не может быть названо электрическим током?

Контрольная лабораторная работа (проводится в конце учебного года)

Вариант I

Перед вами на столе лежат два термометра с разной ценой деления.

а) Определите для каждого термометра цену деления, пределы измерения температуры и температуру воздуха в классной комнате.

б) Определите для каждого термометра абсолютную погрешность измерения и запишите результаты измерения с учетом погрешностей.

в) Измерения температуры каким из термометров являются более точными? Почему?

Вариант II

Перед вами два одинаковых калориметра с горячей водой одинаковой температуры и два термометра. Масса воды в одном из калориметров примерно в 2 раза меньше, чем в другом.

а) Измеряйте температуру воды в каждом из калориметров через 2 минуты в течение 10 минут. Результаты измерений представьте в виде таблицы.

б) Постройте графики зависимости температуры нагретой воды (на одних и тех же координатных осях) от времени охлаждения.

в) Объясните, почему отличаются графики зависимости температуры от времени для воды в разных калориметрах.

Итоговая контрольная работа

Вариант I

1. 400 г воды, взятой при температуре 100С, нагрели до кипения.

а) Какое количество теплоты для этого потребуется?

б) Какое количество теплоты необходимо затратить для нагревания и последующего полного испарения воды? Изобразите процессы графически в осях t0 и Q.

в) Каков кпд нагревательной установки, если для нагревания и испарения воды сожгли 0,1 л керосина?

2. Электрическая лампа включена в сеть с напряжением 220 В, сила тока в ней 0,45 А.

а) Определите мощность тока в лампе.

б) Определите сопротивление спирали лампы и работу тока в ней за 10 минут.

в) Как изменится сила тока в лампе, если к ней параллельно подключить такую же лампу?

3. Солнце – основной источник энергии в Солнечной системе.

а) Как передается энергия от центральной области Солнца к наружным слоям и от Солнца к планетам?

б) Чем отличается спокойное Солнце от активного? Какие проявления на Земле вызывают активные процессы на Солнце?

в) Почему солнечные пятна кажутся черными, хотя они имеют очень высокую температуру?

Вариант II

1. 200 г свинца, имеющего температуру 270С, нагрели до температуры плавления.

а) Какое количество теплоты для этого потребуется?

б) Какое количество теплоты необходимо затратить для нагревания и последующего полного расплавления свинца? Изобразите эти процессы графически в осях t0 и Q.

в) Каков кпд нагревательной установки, если для нагревания и плавления свинца сожгли 10 г ацетилена?

2. На цоколе электрической лампы написано: 220 В, 75 Вт.

а) Какова сила тока в лампе при включении ее в сеть?

б) Определите сопротивление спирали лампы и работу тока в ней за 30 минут.

в) В какой из ламп мощностью 75 Вт и 150 Вт, рассчитанных на напряжение 220 В, за одно и то же время выделяется большее количество теплоты и во сколько раз?

3. Солнечная система имеет сложное строение.

а) Какие небесные тела, кроме Солнца, входят в состав Солнечной системы? Почему мы их можем наблюдать с Земли?

б) Что общего у планет земной группы и чем они отличаются от планет гигантов?

в) Может ли случиться прохождение Марса, Меркурия, Юпитера по диску Солнца? Почему?

Владимир ЗАБОТИН,

учитель физики средней школы # 19

Ковров,

Владимирская область,

Владимир КОМИССАРОВ,

доцент кафедры ЕМО, АПК и ПРО РФ

Москва

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте