search
main
0

В контакте. Не упорхнуть душе в малиновые дали..

​Школа не отпускает, снится, хотя два года я почти не появлялась в ее стенах. Теперь основные контакты – в соцсетях. Они средство от фантомных приступов учебного прошлого. В списке друзей есть и мои выпускники. Диалоги с ними оживают, как правило, накануне традиционных школьных встреч. Еще более ценно, когда чаты появляются без особого повода.

Диана Лабаш, выпускница 2014 года, завалила мою страничку стикерами, смайликами, открытками. В сети ВКонтакте она по-прежнему восторженно повествует всему миру о чем-то своем, девичьем. Думалось увидеть ее вслед за многочисленными победами в литературных конкурсах и олимпиадах в гуманитарном вузе, но… Сегодня она продолжает династию врачей, на чем настояли родители, и медицину постигает с не меньшим удовольствием, чем литературу. Однако прошлое не дает себя забыть….Позади остались игры и задачи, диктанты и сочинения, реакции и формулы. Мало кто потом вспоминает интегралы, кто-то и думать забыл о формуле цветка или взаимодействии кислых солей со щелочами. Все это исчезло из памяти, но лишь затем, чтобы в будущем предстать перед нами в более сложных, зачастую противоречивых образах. Еще вчера я удивленно пожимала плечами, с высоты своего времени рассматривая судьбы Катерины Кабановой, Родиона Раскольникова и Анны Карениной, а сейчас преклоняю перед ними голову, отяжелевшую от бремени личного выбора. Школа укрепила в моем сердце ростки человечности и милосердия. Не посеяла и не взрастила, а именно укрепила. На мой взгляд, образование, подобно лупе, увеличивает все то, что было заложено с детства.Носишь в душе прекрасное – призма школьных дней преобразует его, и это прекрасное приобретет крылья и взмоет ввысь… Главное – множеством рук и душ школа отшлифует характер. Характер, заботливо обрамленный системой принципов и освещенный искрой чуткости и вспышками прозрений. Характер, ставший броней для нежной, любящей и чистой души, что жаждет добра и истины.Миша, тряхни стариной!Диана – москвичка. Иногда есть возможность забежать в гости, напрямую поделиться впечатлениями. А вот ее бывший одноклассник уехал к бабушке в Томск, вырвался из-под родительской опеки.Это Миша Найбороденко, умница, красавец. Учится на третьем курсе Томского государственного университета. Но на его страничке ВКонтакте ни одной фотографии с ним. На аватарке – Амброз Бирс. Очень давно не общались, но из разговора в чате понимаю, что и он рад беседе.- Бирс – твое второе «я»? Почему не своя фотография?- Амброз Бирс – американский писатель, который меня очень вдохновил и которым я восхищаюсь (в частности, его военными рассказами). Его творчество, собственно говоря, является основным предметом моих исследований. Сейчас как раз пишу статью о воссоздании структуры его циклов в русских переводах, с которой буду в апреле выступать на конференции. Учусь на кафедре романо-германской филологии ТГУ.Сейчас он исчезнет из сети до вечера, ссылаясь на занятость, но обязательно продолжит свои размышления. А я во всем узнаю того Мишку, что учился у меня с 9-го класса.- Почему ты не делаешь упражнение?- Мне неинтересна такая работа. Я уже понял правило.Заглядываю в его пустую тетрадь и говорю шепотом:- Может, ты напишешь что-то в мой блог, в литературный журнал? Заодно и покажешь знание правила. – После звонка кладет на учительский стол поэтический опус, достойный печати и всяческих похвал.Или еще вспоминается… Слушаем запись арии Мефистофеля в исполнении Муслима Магомаева.- А можно мою запись послушать? – Включает хард-рок на ту же тему и ждет реакции учителя. Ему кажется, что он бросил вызов. Но конфликта нет – просто разная музыка, разные жанры. Критичный, амбициозный, неординарный – он нравится мне именно таким. Миша особняком существовал в своем классе, однако это ему не мешало. Сегодня среди сотни друзей, обозначенных ВКонтакте, лишь один со школьной скамьи. Слишком другой был он среди сверстников.Были в его школьном портфолио свидетельства участия и побед в олимпиадах, творческих конкурсах, проектах. К одиннадцатому классу он определился с выбором.- Стих (правда, верлибром) написал прямо сейчас:Кленовый лист падал на школьном дворе.На него воздействовало бесчисленное множествофизических и химических процессов.Мораль:Границы мира, в котором ты живешь,Определяются тем, насколько глубоко ты его понимаешь.- А, вот, например, хокку:Школьные годаОстанутся позади.Что будет потом?Что делает человека взрослым? Это не возраст – некоторых людей нельзя назвать взрослыми и в тридцать, и в пятьдесят лет. То, что делает человека взрослым, приобретается с возрастом, но не образуется на пустом месте. Взрослым делает способность в полной мере брать на себя ответственность за самого себя и, возможно, за близких людей.Быть взрослым не научат в школе. Это навык, который оттачивается всю жизнь, по мере накопления опыта. Им необходимо обладать, но до определенного времени жизнь не сталкивает человека с этой необходимостью и дает ему фору. Детство, школьные годы – относительно беспечное и для некоторых счастливое время – и есть эта фора. Воспользоваться ей можно по-разному, и, к сожалению, единицы подходят к этому ответственно.Важно понять, что с возрастом вещи будут усложняться, и времени, драгоценного времени, которым так легко и часто безрассудно распоряжаемся мы в юности, будет становиться меньше и меньше, потому что время безжалостно. Учитель не даст ответов на все вопросы, ресурсы родителей не бесконечны, и детство, как и все в этом мире, когда-нибудь закончится. Поэтому, чтобы эта жестокая истина не застала врасплох, приоритеты нужно расставлять сегодня.Улыбаюсь тем днямПереписываюсь с Мишей Масленниковым, выпускником 2009 года, бывшим студентом МАТИ (факультет – Институт молодежной политики и социальных технологий, выпуск 2014 года). Миша – человек эмоциональный, увлекающийся, пробующий свои силы в разных направлениях, ищущий себя в разных ипостасях. На встрече с выпускниками неожиданно для всех показал мастерство солиста на ударных инструментах! Сегодня увлекся музыкой, кажется, всерьез. Не забуду, как оригинально (в стиле рэп) он сдавал мне стихотворение Некрасова «Школьник». Успех был ошеломительный!- Наталья Николаевна! Спасибо большое за фотографии со встречи с нашими! К сожалению, на сей раз не смог прийти – я на записи в Питере. Смотрю на снимки, и у меня возникает чувство, похожее на ревность! Видимо, эта школьная связь обладает магическим свойством – возвращать нас в то незабываемое время.Одноклассники Миши Масленникова: Анастасия Пономарева, Кирилл Родин, Иван Елинский.- Жаль, что круговорот дел продолжает отдалять нас от родителей, учителей… Вы просто знайте, что я вас вспоминаю и очень благодарен за время, отведенное вами в моей жизни. Всегда с улыбкой вспоминаю школьные годы. В памяти всплывают уроки литературы и русского языка, настойчивость, с которой вы пытались повысить нашу «гуманитарную» культуру. До сих пор помню наши литературные салоны, уроки, факультативы, смешные моменты и грустные… Это было настоящим счастьем. А я этого тогда не понимал.- Пришло осознание, что атмосфера учебного быта, школьной дружбы оказали на меня огромное влияние. Начиная с 6-го класса (2002 год), под вашим чутким и веселым руководством мы воспроизводили в жизнь эпизоды из жизни А.С.Пушкина и его друзей. Причем росли вместе с лицеистами пушкинского набора (ежегодно инсценировали эпизоды из их жизни в соответствии с нашим и их возрастом). Мы увлеченно репетировали, учили текст, отрабатывали интонацию, искали реквизит… Девчонки, изучив тогдашние модели платьев, переделывали к выступлению родительские, мастерили украшения. Мы же крепили красные бумажные воротнички и манжеты к рукавам лицейской формы. Я с такой теплотой это вспоминаю… В дни таких мероприятий мы старались создать и соответствующую обстановку: классическое музыкальное сопровождение, готовили декорации, пригласительные билеты, ставили свечи и выставляли угощения на столики салона…- Однажды я играл М.Ю.Лермонтова. Эта роль мне досталась потому, что наша главная актерская «звезда» (говорю без шуток) Ваня Елинский уже несколько лет ассоциировался у всех с образом Пушкина. Помню, что я чувствовал огромную ответственность и старался изо всех сил, хотя тогда у меня не было полного представления о том, какой вклад внес Михаил Юрьевич в русскую культуру, в какое сложное для России время он жил. Позднее довелось играть Андрея Белого в салоне об Александре Блоке. Во-первых, было очень интересно узнать о нескольких историях любви поэта, проиллюстрировать их на сцене строчками из стихов и поэм, рожденных этим великим чувством. А во-вторых, такие далекие классики-небожители становились близкими и понятными. И вообще, разве может не пригодиться и нам опыт любовных перипетий персонажей Серебряного века?- Спустя годы я понял, что, например, мне таким образом очень ненавязчиво и трепетно прививали ощущение Отечества, его лучших традиций. Мы говорили на языке века ХIХ, произносили возвышенные слова, обогащая свой примитивный лексикон, постигая мысли и манеры поведения, этикет тех людей. Возможно, я выражаюсь несколько прямолинейно. Признаюсь, нечасто приходится анализировать прошлое. Но оно подспудно, ежечасно и ежеминутно дает о себе знать.- Фотографии тех наших литературных салонов до сих пор висят в моей комнате, и я, изредка протирая их от пыли, улыбаюсь тем золотым дням, когда, по моему глубокому убеждению, я был счастлив, то есть находился на своем месте и занимался любимым делом.- Со школой мне повезло. Под шефством таких учителей была заложена правильная программа на будущее. После службы в армии и почти двух лет, проведенных среди ребят из глубинки (побывал в том числе и в роли вожатого), я вернулся домой и почувствовал сильную жажду знаний. Знаний – в любом формате, будто включилась заложенная вами программа. Свое так называемое восстановление я начал с русской классики. Проглотил романистов ХХ века и многое другое. Хочу вас спросить: что почитать у Солженицына (кроме программного школьного)? Недавно я побывал в музее ГУЛАГа, появился интерес к периоду репрессий. Меня чем-то притянула эта тема. Захотелось спросить именно у вас, так как вспомнились отдельные яркие моменты тех уроков, когда я почувствовал, что это было очень искренне и глубоко.- Наверное, меня нельзя было назвать учительской отрадой, но в душе к учебе относился достаточно трепетно. Я писал искренне – может быть, один из ста учеников точно поймет, о чем это я… Теперь моя главная мечта – делать неглупое кассовое кино.Вот такие они разные, но по-прежнему такие мне близкие люди. Они мне интересны! И, может быть, я им тоже. И поэтому я пока остаюсь с ними в контакте.Наталья БОЧКОВА, учитель лицея №1793, ныне пенсионер

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте