search
main
0

В клетку… к тигрятам. или Какой класс доверить новенькому

Елена Алексеевна – филолог, на сегодняшний день она преподает русский с литературой в одном из техникумов. Но восемь лет назад, сразу после окончания педагогического университета, молоденькая учительница пришла устраиваться на работу в школу. Выбор свой сделала осознанно и никакой другой профессии для себя никогда не представляла. «Не знаю, – говорит Елена, – может, мне не стоило сразу после вуза идти в большую школу. Может, надо было выбрать незаметную школку где-нибудь на окраине города…» Так или иначе, но Елену поначалу встретили неплохо. Даже обрадовались, потому что, по словам директора, как раз словесника им на тот момент и не хватало.

Классов Елене дали пять: два шестых, два седьмых и один десятый. Было непонятно, почему именно эти классы и в таком порядке. Но после первой четверти, когда Елена, сидя в учительской и в очередной раз тихо утирая слезы, проверяла тетрадки, одна из коллег ее пожалела и рассказала, как обстоит дело.

С пятого по девятый в каждой параллели по пять классов, в 10-11-м – по три. Леночке как самой молодой учительнице достались те, кого никто брать не хотел: 10-й «Б» шепотом называли балбесами, и после того, как их классная – тоже русист – ушла в декрет, «бэшники» достались Лене. Но они оказались, если можно так выразиться, все-таки в нагрузку. Основным грузом для нее стали 6-й «Д» и 7-й «Д». Как их между собой называли учителя, Лена поняла сама, пояснять нужды не было. В 6-м «Д» был один ученик по фамилии Воробьев, который в школе появлялся по желанию. Узнав примерно к середине сентября, что в классе новая русичка, Воробьев пришел на литературу, сорвал урок, обозвал Елену Алексеевну… нехорошей селедкой и исчез. Даже в последние дни четверти не пришел. Завуч сказала Елене, чтобы не беспокоилась, что Воробьев всегда такой, сделать с ним ничего нельзя, и в конце года будет видно.

С 7-м «Д» все обстояло намного хуже. Там училось сразу трое таких, как шестиклассник Воробьев, и все они ходили на уроки. Четвертой в этой группе была лидер Света Барышева. Эта четверка переворачивала с ног на голову весь класс, редкие уроки проходили в тишине, а четырнадцатилетняя «атаманша» не знала удержу ни в хамстве, ни в наглости. Ее даже учителя боялись, говорили, что среди барышовских ухажеров есть настоящие бандиты: «С ней лучше не связывайся. Скажешь что не так, вечером тебя подкараулят, и все!»

Елена Алексеевна ничего и не говорила. Просто промучилась с ними со всеми год, а потом рассчиталась. Ушла из школы в полной уверенности, что больше туда не вернется никогда.

Комментарий психолога

Ольга ПРОСКУРИНА, школьный психолог многоуровневого общеобразовательного комплекса № 2 города Воронежа:

– Какой класс можно давать молодому учителю, вчерашнему выпускнику вуза? Конечно, начинать лучше с младшего возраста, чтобы самому расти постепенно. Но, на мой взгляд, многое зависит от самого человека, от его целей, возможностей и его уровня. У всех нас есть свои интересы и право иметь собственное мнение, поэтому при устройстве на работу надо сразу говорить, в каких классах вы хотели бы работать. Но нужно учитывать и административную практику. Обычно завучи, а, как правило, именно они распределяют часы, составляют расписание и занимаются тарификацией, стараются на старшие классы ставить более опытных учителей. Все-таки там экзамены, и нужно, чтобы ребята хорошо сдали. Но в принципе, если молодой учитель хочет работать со старшими классами, можно поговорить с завучами и для начала попросить хотя бы один класс и хотя бы на правах ученика у более опытного учителя.

В нашей школе, как и во многих других, есть разделение на лицейские классы и общеобразовательные. Понятно, что на лицейские ставят более сильных учителей. По крайней мере тех, у кого уже есть опыт работы в школе. Если девочка приходит после вуза, ее сначала, как правило, стараются придержать. Но если она уже после первого года работы показывает высокие результаты, администрация дает ей классы более высокого уровня. Ведь есть люди, очень заинтересованные и в личностном росте, и в карьерном. Как правило, они больше выкладываются, к ним тянутся дети, и соответственно, такие учителя быстрее продвигаются.

Как вести себя молодой учительнице, если ей сразу дают трудный класс?

Да, это непростой случай, и не каждый выдержит такое испытание. И все-таки надо постараться воспринимать все происходящее с позиции «это нужно для обогащения моего жизненного опыта». Не стоит паниковать: все, что с нами происходит в этой жизни, надо воспринимать с достоинством. Это – наш опыт, положительный он, или отрицательный – любой опыт нужен человеку, чтобы потом суметь сравнить. И если судьба дает возможность испытать трудности и свои силы, почему бы это не принять и не попробовать? Хотя бы с той точки зрения, что это – испытание себя самого.

В этой ситуации есть и другая сторона. Часто подобные классы, а их в разных школах называют по-разному – коррекционные, классы ЗПР, – оказываются в руках одного и того же учителя. Администрация видит, что у него получается, что он работает именно с этими детьми, и вроде бы работает неплохо. А раз так, этого учителя начинают постоянно ставить на коррекционные классы. И учитель устает.

Вот в такой ситуации я бы немного поспорила с администрацией. Да, у этой учительницы есть опыт, есть подход к таким детям, но надо и меру знать, перерыв делать, периодически переводить такого учителя на обычный класс.

В некоторых школах практикуется следующее: когда учитель один класс выпустит, его не заставляют сразу брать новый (я имею в виду классное руководство), а дают год отдохнуть. Это возможно в средних, старших классах. Точнее, это не отдых, а возможность перестроиться. И это полезно для учителя.

Также и со сложными классами. Надо давать педагогу возможность поработать с другими детьми. Так учитель и отдохнет, и приобретет новый опыт. Происходит смена рода деятельности, а она нужна каждому человеку. Если этого не будет, однообразие приведет к депрессии. Ведь это все равно тяжело, даже если учитель опытный и у него все получается с этими детьми, обязательно найдутся один-два ребенка, с которыми очень трудно. И бедная учительница бьется с ними четыре года, и уже настолько устала, что ей необходимо сменить окружение. Иначе наступит профессиональное выгорание.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте