search
main
0

В каждом деле нужен свой ориентир

Отдел инновационных социально-образовательных программ Дома пионеров и школьников «Севастополец» совместно с Центром детского и юношеского туризма и экскурсий «Черемушки» разработал комплексную программу деятельности классных коллективов образовательных учреждений ЮЗАО «Ориентир».

В ​ее основу была положена идея полисубъектного подхода (Н.Селиванова «Полисубъектность воспитания как условие конструирования социально-педагогической реальности») в воспитании как сфере взаимодействия и сотрудничества взрослых, детей и юношества. Программа стартовала в октябре 2011 года, ее участниками стали школы №187 (директор В.Лисник), №541 (директор Т.Комиссарова), №521 (директор В.Дахин), №522 (директор Е.Венгерская), №1979 (директор Г.Устинова), №1115 (директор Ю.Назарова), №1108 (директор Л.Лямбек), №517 (директор А.Никитенко).Программа «Ориентир» – попытка организовать взаимодействие (а возможно, и объединение) классных коллективов в рамках социально значимой деятельности; помочь классному руководителю выстроить воспитательный процесс наиболее целесообразно, показать каждому участнику проекта перспективу роста, помочь ребятам быстрее и осознаннее найти себя в классе, соразмерить свои возможности и силы с требованиями коллектива; способствовать работе ребят над собой и более полному раскрытию потенциала каждого участника программы. Достижение целей и решение задач программы «Ориентир» предполагает организацию взаимодействия классных коллективов в процессе социально-образовательной деятельности в тематических блоках «Экология», «Ветер странствий» (туризм), «Четвертая власть» (журналистика), «Яблоко для Ньютона» (познавательная проектная деятельность), что обеспечит содействие классному руководителю в создании воспитательной системы класса, где системообразующим компонентом является «профильная» деятельность.В программе установлено три уровня – ориентира освоения содержания программы, соответствующих ступеням личностного роста:    «Знаю» – как начальная ступень подразумевает выполнение ребятами роли исполнителей заданий, тогда как общая позиция коллектива класса – участник дел, проводимых и реализуемых взрослыми или другими коллективами.    «Умею» – предполагает выполнение ребятами роли активных помощников, позиция классного коллектива на этой ступени – организатор небольших дел для небольшого количества участников.    «Могу научить» – подразумевает уже организаторскую роль ребят и позицию коллектива класса как организатора больших дел для крупных групп участников, в коллективе класса существует самоуправление, большая часть дел реализуется на основе самоорганизации.Ступени как ориентиры для личностного роста напрямую не связаны с возрастом детей – участников программы, а скорее знаменуют степень осмысления и принятия ребятами гуманистических ценностей, обычаев и традиций совместной и коллективной деятельности; уровень освоения компетенций, необходимых для активной деятельности по добровольно избранному направлению; уровень сформированности опыта организаторской, социально значимой деятельности; степень активного участия в жизни коллектива класса; уровень доверия и уважения товарищей, характер отношений детско-взрослого сообщества к каждому учащемуся.Для классного руководителя участие в программе, в процессе качественных изменений в личности ребенка, в классном коллективе подразумевает и изменение стиля руководства (или позиции взрослого), он должен стремиться заинтересовать ребят деятельностью, непосредственно руководить участием детей в делах, организовать деятельность каждой группы, всегда находиться рядом с активом, помогать ему, поддерживать, стремиться развивать, периодически брать на себя руководство, выполнять в процессе работы с активом класса коммуникативную функцию, быть советником, консультантом.Для перехода от одного ориентира к другому коллективу предстоит: выполнить определенные требования, попробовать себя в выполнении межшкольных дел. Этот опыт призван помочь подросткам получить знания и умения, необходимые для работы в коллективе по выполнению программы. Требования, а следовательно, и уровень знаний, умений и обязательных дел от ориентира к ориентиру усложняются.Итоги апробации программы «Ориентир» позволили нам сделать выводы, что:- объединение различных субъектов (ребенка, педагога, класса, советов классов) вокруг программы (воспитания, деятельности) эффективно при условии соблюдения принципов добровольности включения каждого субъекта в эту программу и выбора позиции в ней; реализации интересов всех субъектов и гармонизации их целей; усложнения деятельности и взаимной ответственности за ее результаты;- пространство программной деятельности (предметное, социальное, информационное) может стать пространством развития каждого субъекта, отличительная особенность которого – способность влиять на все этапы деятельности, реализовывать субъект-субъектные отношения;- в процессе участия в программе разных субъектов, находящихся в субъект-субъектных отношениях, образуется особый тип общности – полисубъект, имеющий такие особые характеристики, как способность к осознанию системы отношений между субъектами; совместная творческая активность, нацеленность на саморазвитие.Юлий и Ирина ВИНОГРАДОВЫ, методисты Дома пионеров и школьников

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте