Ох и трудная же это работа – оценивать деятельность коллег!Всякий раз, будучи участником какого-либо жюри, сталкиваешься с проблемой – как оценить? Нет, конечно, есть критерии, но… Но учительский труд очень трудно формализовать для оценивания. А особенно ту деятельность педагога, которая направлена на воспитание детей. Ведь здесь нет отметок, контрольных работ, экзаменов. Зато именно здесь формируется душа человека! И поэтому особенно приятно, что конкурс классных руководителей «Мудрая сова», объявленный «Учительской газетой», вызвал такой живой отклик.
Мне посчастливилось ознакомиться со ста десятью конкурсными работами, присланными в двух номинациях – «Воспитательная система» и «Воспитательная программа». В каждой – жизнь! Каждая пронизана любовью к ребенку. В каждой видно яркое желание учителя помочь ученику стать личностью – личностью с большой буквы!Сколько описано замечательных приемов и технологий, сколько находок и открытий, сколько оригинальных идей!Особенно здорово, что немало работ было посвящено воспитательной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Это следующие системы и программы: «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание учащихся младших классов с ограниченными возможностями здоровья» Марины Дмитриевны Бачиной (учитель начальных классов специальной (коррекционной) школы-интерната №17 Екатеринбурга), «Этическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья» Евгении Анатольевны Костериной (учитель начальных классов Тарской специальной (коррекционной) школы VIII вида Омской области), «В мире добра» Светланы Юрьевны Куклевой (учитель начальных классов специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида города Карабаш Челябинской области), «Здоровье. Здоровый образ жизни» Ирины Юрьевны Лютиной (учитель начальных классов средней школы №63 Екатеринбурга), «Психологическая адаптация в обществе личности старшего школьника с нарушением опорно-двигательного аппарата» Ларисы Викторовны Селютиной (учитель истории, классный руководитель 11-го класса красногвардейской специальной (коррекционной) школы-интерната №25 VI вида Ставропольского края), «Надежда» Ларисы Анатольевны Долгобородовой (классный руководитель 1-го «Д» класса средней школы №8 Архангельска) и другие. Замечательно, что наша школа и общество помогают полноценно развиваться тем, кому нелегко это делать в обычных условиях.Честно говоря, много ценного почерпнул лично для себя. У преподавателя информатики лицея №1 города Инты Республики Коми Марины Витальевны Забавновой – идею «среда заботы», у учителя начальных классов Православной гимназии Калининграда Жанны Борисовны Капети – стержень «школа – церковь – семья», у классного руководителя 2-го «А» класса средней школы №5 города Канска Красноярского края Татьяны Валентиновны Шелохановой – содружество старших и младших, «коллективное творческое воспитание», у классного руководителя 4-го «Б» класса коммунаровской средней школы №2 Республики Хакасия Ольги Александровны Григорьевой – рациональную организацию деятельности в условиях здоровьесберегающей педагогики.Я уже говорил о том, что очень трудно формализовать воспитательную работу, очень трудно продемонстрировать ее результативность. Учителя очень старались. Множество дипломов, статистических данных, фотографий и видеозаписей было представлено на суд жюри. Но мне, пожалуй, немного не хватало описательной характеристики результативности. Как изменились дети? Что в них стало другим? Как поменялась их жизненная позиция? Какими новыми идеями они загорелись? Какими новыми качествами могут блеснуть? Думаю, подобная рефлексия со стороны самого классного руководителя и его подопечных была бы очень интересна и могла бы помочь расширить представление о системе работы педагога.Я сам классный руководитель уже много лет и ценность работ участников конкурса прекрасно понимаю. Спасибо вам за ваш труд и за то, что дали мне возможность с вами познакомиться!
Комментарии