search
main
0

В каком климате растут способности?

Кто из учителей с печалью не задавался вопросом: куда исчезают способности детей? Почему подававшие надежды яркие и талантливые ученики младшего школьного возраста к 8-9-м классам превращаются преимущественно в серых, заурядных и ленивых? Почему многие хорошисты и отличники с годами становятся троечниками?

П​рирода одаривает познавательной потребностью всех психически здоровых детей, однако школьников с яркой потребностью в познании с каждым годом учения становится все меньше. Так куда же девается этот дар, преподнесенный матушкой-природой каждому ребенку при рождении? Почему в наших школах так много детей неспособных? Не уничтожаем ли этот дар мы сами, учителя, набившими оскомину однообразными уроками, постоянными внушениями («Дети должны учиться!»), безрадостными буднями?Психологи полагают, что способности в отличие от познавательной потребности не даются ребенку от природы (от природы даны лишь задатки – реальные особенности мозга, которые, развиваясь, превращаются в способности). Но эти два понятия тесно взаимосвязаны: потребность в познании настоящий мотор в развитии способностей. «Это связано не только и даже не столько с тем, что эта потребность обеспечивает добычу знаний, то, что называется расширением кругозора, но еще и с тем, что для развития способностей необходимо, чтобы умственная деятельность протекала на фоне ярко выраженных положительных эмоций – чувства радости, удовольствия, иногда даже интеллектуального восторга. Познавательная потребность как раз обеспечивает такой фон – именно потому при наличии удовольствия от умственной деятельности развитие способностей происходит почти незаметно, быстро и легко. При отсутствии таких эмоций способности не удается развить за долгие часы напряженной умственной работы, – пишет в своей книге «Одаренный ребенок: иллюзии и реальность» профессор В.Юркевич, заведующая лабораторией «Психология одаренных детей» МГППУ, известный специалист в этой области психологии. – Никакая деятельность, предлагаемая даже опытным педагогом, сама по себе еще ни у одного ребенка не развила способностей. Нужна деятельность плюс… что-то еще, самое важное. А иначе это бессмысленно. И не радуйтесь, дорогие мамы и папы, отдавшие ребенка в престижную школу: знания у ребенка, может быть, и появятся (особенно если вы будете за этим следить), а вот развитие способностей – под вопросом».Оказывается, если нет радости от умственной деятельности – способностей не будет. От длительных безрадостных, по принуждению или самопринуждению, занятий будет что угодно – пятерки, похвалы, сумма знаний, не будет только главного – способностей…Вот эту связь развития способностей с положительными эмоциями мы, учителя гимназии №1534, поначалу чисто интуитивно почувствовали девять лет назад, когда стали искать свой выход из тупика, в который давно устремилось образование. Затертое утверждение «Дети – цветы жизни» было решено очистить от иронического контекста и подвергнуть переосмыслению: если дети – цветы, то школа не что иное, как оранжерея, в которой для цветов, особенно прихотливых и редких, должен быть создан особый климат…В июне 2004 года инициативная группа учителей организовала выездной семинар, на котором в результате двухдневного мозгового штурма были разработаны предложения по развитию школьной образовательной среды. Так родился зимний выездной интеллектуальный лагерь гимназии №1534, по зрелом размышлении названный «Параллельные миры».Почему миры параллельные?Да потому, что каждая школьная параллель – это особый мир со своим укладом, со своим характером… Надо же этим характерам где-нибудь проявиться! А еще потому, что существуют рядом мир детей и мир взрослых, учеников и учителей. Пусть они пересекутся в плоскости творчества!Не забудем, что мир учебы и мир творчества тоже параллельные миры…Закладывая «фундамент» будущего лагеря, мы решили, что нужно объединить три составляющие: интеллектуальную, творческую и спортивно-оздоровительную, чтобы создать нашим ученикам возможности для развития разных способностей. Любой сорт ярких способностей – это безусловное свидетельство одаренности ребенка, причем существуют такие виды одаренности, которые в нашей школьной практике еще не рассматриваются, например, социальная, или лидерская, связанная с легкостью установления контактов и высоким качеством межличностных отношений; творческая – подразумевающая легкость генерирования идей, оригинальность мышления, способность предлагать качественно разные, неповторяющиеся решения. В духовно-ценностной деятельности отмечается одаренность в создании новых духовных ценностей и смыслов, служение людям. Без людей, обладающих такими способностями, невозможно существование ни маленького школьного мирка, ни параллельного ему огромного мира, раскинувшегося за его границами. Следовательно, и эти сорта способностей следует в ком-то искать и где-то растить. На собственном опыте мы скоро убедились, что ими часто обладают ребята, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (возможности таких учащихся нередко раскрываются только в среднем и старшем школьном возрасте).Ключевым звеном системы распознавания способностей и стал для нашей гимназии зимний выездной интеллектуальный лагерь «Параллельные миры», организуемый для двухсот учащихся 8-11-х классов. Здесь в процессе коллективной интеллектуальной и творческой деятельности, протекающей на фоне сюжетно-ролевой игры и сопровождающейся высокой самоотдачей, всплеском положительных эмоций, ярко проявляются способности учащихся, формируется траектория развития личности.Лагерь работает не менее 4 дней в предновогоднее время. Любого, кто впервые попал в лагерь, поражает необычайная насыщенность каждого дня маленькой смены, стремительный темп жизни, к которому быстро привыкаешь и от которого вскоре начинаешь испытывать удовольствие. За четыре дня в лагере мы успеваем сделать столько, сколько невозможно сделать в школе за весь учебный год.Лагерь задает особый настрой, способствует созданию благоприятного психологического климата. Главная цель работы лагеря – предоставление максимально возможных пространств реализации способностей учащихся в различных видах деятельности (интеллектуальной, художественной, спортивной, артистической, литературной, организационной).Каждый зимний выезд имеет свою литературную, историческую или культурологическую основу (философские сказки Г.Х.Андерсена, А. де Сент-Экзюпери, романтические произведения А.Грина, повести Н.В.Гоголя, книги-юбиляры текущего года). Каждый год пункт назначения иной: Изумрудный город, планета Маленького Принца, чудесная Гринландия, средневековый рыцарский замок, НИИ Чародейства и Волшебства… Неизменной остается лишь идея воплощения в реальность маленького идеального общества, где всем друг с другом хорошо и комфортно.На этой основе вырастает легенда смены – непременно каждый раз новая. Например, такая: «При запуске большого адронного коллайдера произошло смещение во времени и пространстве, в результате которого часть народонаселения гимназии №1534 (а именно люди, сохранившие здоровый дух авантюризма и романтики, тягу к странствиям и приключениям, врожденное благородство, широту души и разносторонность интересов) оказалась в XII веке – «зазеркалье» XXI века.В затерянном где-то посередине Европы в окружении непроходимых лесов и извилистых рек королевстве Пахрадор (по названию пансионата «Пахра») в ожидании светлого праздника Рождества затеваются зимние игры имени короля Артура, включающие рыцарский турнир, ярмарку и, конечно же, бал. Король Мелиот приглашает в свой замок представителей средневековых земель Франции, Германии, Испании и Британии, среди коих чудесным образом оказываются вышеупомянутые гимназисты, уже вкусившие прелестей средневековой жизни, то есть изучившие в какой-то мере историю, культуру и быт Средневековья, а также облаченные в соответствующие эпохе костюмы».Или такая легенда… «2009-й год. Поздняя осень – преддверье зимы. Во всем мире свирепствует эпидемия гриппа, и Россия не исключение. В школах Москвы робко объявляют карантин, затем (о чудо!) продлевают осенние каникулы. Ученики гимназии №1534, в большинстве своем ПОЛУбольные или ПЕРЕболевшие, от души радуются нежданному подарку от Департамента образования. Учителя, кое-как перемогавшие грипп на ногах, что называется, зализывают раны и думают только об одном: как пройти программу? Как написать статградовские контрольные? Как готовить выпускников к ГИА и ЕГЭ? КОГДА ВСЕ УСПЕТЬ?!Да-а, это мы попали… в Страну невыученных уроков…Ну, раз попали, проведем время с пользой. Займемся подтягиванием самих себя, то есть неучей и троечников и даже хорошистов и отличников, отставших от Всесильной Школьной Программы по причине разгула вирусной инфекции. Вспомним, что еще на заре эпохи Возрождения лекарством от эпидемии считали отсутствие уныния, смех и нарочно затевали пир во время чумы… Пусть будет главной гостьей на этом пиру жизни ее величество шутка. Пусть в подмосковной резиденции всеми уважаемого Глагола Повелительного Наклонения звучит музыка, грохочет карнавал, происходят спортивно-позитивные игрища, принимает гостей кинофестиваль, бушует весельем ярмарка… Что-что? Уроки? Ах, уроки… Конечно, будут, только веселые… И наука будет, ей-ей… Только она, как и мы, немного того… сумасшедшая… потому как у нас… это… МОЗГИ НАБЕКРЕНЬ…»А если кроме шуток, наука действительно главная героиня каждой зимней смены. В первую очередь лагерь интеллектуальный, и потому вся первая половина дня занята интеллектуальными играми, научными опытами, лекциями, которые читают уже известные или молодые ученые, сотрудники Российской академии наук и преподаватели ведущих вузов России. Перед ребятами выступают физики и математики, лингвисты и историки, поэты и композиторы, журналисты и авторы документальных фильмов, космонавты и летчики, путешественники – не перечислить все профессии, представители которых побывали в «Параллельных мирах» за эти годы.Участники зимних выездов сражаются в математических боях и регатах, выступают в лингвистических и естественно-научных турнирах, интеллектуальных шоу («Мозги набекрень», «Математический менеджер»), крутят «Колесо истории», читают «математические детективы» и постигают тайны шифров, средневековой поэзии или театра Серебряного века…А еще спортивные состязания, серьезные и шуточные, запуск воздушных змеев и строительство снежных крепостей и скульптур, благотворительная ярмарка, средства от которой передаются родителям детей, проходящих курс лечения в онкологическом отделении РДКБ (эта социальная инициатива тоже родилась в лагере). А по вечерам – театральные и музыкальные шоу-программы по теме выезда, традиционный бал, кинофестиваль, факельные шествия и шоу небесных фонариков.Эмоциональное восприятие большинства проводимых в лагере дел характеризуется словами «замечательно», «очень интересно», «классно», «здорово», «нам все понравилось», «хотим еще»… Для штаба лагеря это самая высокая оценка и подтверждение правильности выбранного пути. Если выполнение программы жизни лагеря сопровождается положительными эмоциями, если лица ребят и учителей освещаются радостью, выражают удовольствие, глаза горят от восторга – значит, лагерь действительно являет собой некое интеллектуально-творческое пространство, в котором реализуются личностные возможности, практически не задействованные, а порой и вовсе скрытые от глаз педагогов и даже самих воспитанников в обычном учебном процессе.Лагерь стал неотъемлемой частью жизни гимназии, любимым детищем учителей, учеников и выпускников. Он давно уже приобрел второе, народное, название – «Елочка» (так назывался пансионат, на базе которого в первые два года был организован лагерь), а стало быть, и народное признание. «Елочка» – звучит неофициально, душевно и очень ласково…Вся первая половина учебного года в гимназии пронизана ощущением «завтрашней радости», которая, по словам А.С.Макаренко, совершенно необходима детям. Обсуждаются возможные темы предстоящего выезда, бурлят идеи, составляются проекты программы смены, пишутся сценарии… Ученики 8-11-х классов читают «книги смены», репетируют спектакли, готовятся к балу, снимают фильмы для кинофестиваля, занимаются вокалом, шьют флаги или костюмы, рисуют декорации, создают фотоафиши будущих спектаклей… Каждый находит себе то, чем ему заниматься интересно, то есть реализует свой творческий потенциал.Чем ближе конец декабря – время выезда в лагерь, тем ощутимее особая творческая атмосфера, царящая в зданиях школы. Ребята уже не так торопятся после уроков домой или на внешкольные занятия, в каждом помещении гимназии или просто в коридоре непременно встретишь группу учеников, что-то оживленно обсуждающих. Начинается ЕЛОЧНАЯ круговерть, от которой ужасно устаешь, но которую все-таки любишь, потому что это ЗАВТРАШНЯЯ РАДОСТЬ – то, без чего трудно жить… Знаете, о чем грустят наши выпускники? Ноябрь и декабрь кажутся им пустыми, потому что дни не заполнены предъЕЛОЧНОЙ кутерьмой и впереди нет уже входа в ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ МИРЫ…«Вспоминаю себя школьницей… Лагерь отвлекал от серых будней, рождал ощущение тепла и настоящего рождественского чуда, сплачивал нас и помогал, что самое главное, лучше узнать себя и сделать новый виток в собственном развитии. Искренне верю, что у будущих мальчиков и девочек, троечников и отличниц, активистов и тихонь сложатся с лагерем такие же теплые родственные отношения, а вспоминать о нем они будут с такой же благодарностью, как и я – Анастасия Коржова, выпускница гимназии 2008 года, студентка 4-го курса МШЭ МГУ».Едва вернувшись в параллельную реальность, мы начинаем грустить о невозвратных днях оконченной экспедиции. Зимние каникулы – это время, когда интернет-пространство наполняется тысячами фотографий, привезенных из «Елочки», потому что и учеников, и учителей охватывает ЕЛОЧНАЯ НОСТАЛЬГИЯ. Отсматриваются десятки часов видеосъемок, и из этого киносырья создаются щемящие душу фильмы, которые каждая кинокомпания представляет в январе-феврале на празднике «ЕЛОЧНЫЕ мгновения» – своего рода коллективной рефлексии. И уже начинают витать в воздухе идеи грядущего выезда, рождаются новые легенды…Конец января – это еще и срок проведения ежегодной гимназической научной конференции, поэтому долго грустить не приходится. В рядах завсегдатаев «Параллельных миров» немало представителей научной элиты гимназии (за 8 лет существования лагеря число авторов научно-исследовательских проектов возросло почти в 10 раз). Засучив рукава, гимназисты готовят презентации работ, оформляют постеры, а затем в течение 2-3 дней проходит защита проектов: сначала перед молодежным жюри (это наши выпускники – студенты самых престижных вузов), затем – перед учеными, которые дают работам профессиональную оценку. Лучшие проекты выставляются на окружные, городские и всероссийские конкурсы.Накопленный опыт проведения зимнего интеллектуального лагеря позволил в дальнейшем организовать выезды учащихся на летнюю учебно-производственную практику. Начиная с 2005 года постепенно сложилась система активного интеллектуального отдыха, которая работает в каникулярное время для расширения формируемых в гимназии интеллектуальных компетенций учащихся. Эта деятельность педагогов гимназии была отмечена грантом Москвы в сфере наук и технологий (2010).Летние выездные лагеря проводятся на базе научных организаций, культурно-исторических и социальных центров по нескольким направлениям:- физико-математическое: база – специальная астрофизическая обсерватория РАН (САО РАН) в пос. Нижний Архыз (Карачаево-Черкесия);- гуманитарное: в Государственном музее-заповеднике «Тарханы» (Пензенская область, село Лермонтово), а также на базе Всероссийской летней творческой «Пушкинской школы» при Государственном мемориальном музее-заповеднике А.С.Пушкина «Михайловское» (Псковская обл., пос. Пушкинские Горы);- этнокультурное: культурно-образовательный туристический центр ЭТНОМИР, юрточный лагерь (г. Боровск, Калужская область);- социальное: некоммерческое партнерство приемных семей (лагерь «Орион», Калужская область);- экологическое: практики на базе биостанции МГУ «Малинки» (Подмосковье) и Байкальского института природопользования Сибирского отделения РАН (Улан-Удэ, Республика Бурятия).Осенний и весенний малые интеллектуальные лагеря организуются для победителей и призеров школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников, для всех любителей решать трудные задачки по математике, физике, программированию, слушать лекции по химии и биологии, заниматься логикой и техническим моделированием даже в законные каникулы. В осенний лагерь приезжают старшеклассники, у которых впереди муниципальный и региональный этапы Всероссийской олимпиады. В весеннем лагере бережно взращивают будущих призеров и победителей олимпиад из учеников 6-7-х классов. И те и другие прилежно занимаются в первой половине дня, а во второй азартно играют в футбол и волейбол, плавают, поют и импровизируют на театральных подмостках.В весенние каникулы организуется полевая практика для любителей географии и естествознания на подмосковном лесном кордоне «Малинки», а также языковая практика в англоязычных странах.Каждый малый лагерь рассчитан на небольшое количество участников (от 15 до 60 человек), но в целом получается, что в систему «интеллектуально-спортивно-творческого» развития и школу социального взросления включено более половины обучающихся (а их в гимназии почти 900).Лагерь – это удивительная атмосфера единения, родства душ. Это тот климат, в котором выбиваются из-под коры страха, неуверенности в себе ростки способностей и расцветают таланты. Каждый выезд требует от учителя работы по двадцать часов в сутки – это уже стиль жизни. Мы поворчим, что устали, что все это в последний раз… Но когда в день последний, прощальный, тебя обнимут один, другой, пятый, двадцатый, когда скажут трогающие душу слова и коллеги, и дети, понимаешь, что предать их невозможно. И начинаешь думать про следующий выезд…О.ШЕЙНИНА, директор гимназии №1534;Ю.МОРОЗОВА, учитель словесности, директор программы лагеря «Параллельные миры»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте