Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

В какой-то лес за какими-то грибами. Урок-игра «Имя прилагательное» в 6-м классе

Учительская газета, №41 от 12 октября 2004. Читать номер
Автор:

Цели урока: – с помощью занимательных и игровых моментов привить учащимся интерес к изучаемой теме; – расширить и углубить знания учащихся о прилагательном; – продолжить работу по обогащению лексики детей; – добиваться четкой и ясной монологической речи при ответах на вопросы, характеристике предложений, различных видах разбора.

могут быть примерно такими:(Затем сверяем записанный в тетрадях текст с текстом на доске, находим в нем прилагательные. Предложение « уснул до теплых вешних дней» разбираем по членам предложения и частям речи).Учитель: – веселая и яркая часть речи. И мы, прибыв на станцию «Игровая», проведем ряд игр.Вот и добрались мы до конечной станции «». И прежде, чем мы доберемся до своих квартир, получим задание на дом. Оно будет тоже необычным. Послушайте рассказ Игоря Вострякова «Прилагательное».Каждый из вас получит написанный на листочке текст «». Прилагательные в нем пропущены, на место пропуска вставьте подходящие по смыслу прилагательные, текст запишите в тетрадь.

Оборудование:

– карточки;

– пластинка веселого урока «Радионяни» «Склонение имен прилагательных»;

– мультфильм «Что означают приставки и суффиксы»;

– таблички с названиями станций.

Ход урока

1. Слово учителя

Ребята, сегодня мы с вами проводим несколько необычный урок (урок-игру), который поможет нам вспомнить изученный материал об имени прилагательном, узнать кое-что новое и подружиться с этой интересной частью речи. Представьте себе, что мы все вместе оказались в каком-то необычном вагоне. Каждому из нас выдали билет до конечной станции «Имя прилагательное». В пути нам предстоит делать ряд остановок. Итак, сели поудобнее, открыли свои путевые дневники, записали в них число, вид работы и пункт назначения. Дан сигнал к отправлению. Счастливого пути, ребята! Удачи и отличного настроения!

2. Урок-игра

Мы с вами в дороге. Весело беседуем друг с другом, всматриваемся в пробегающие за окном вагона поля, леса, маленькие полустанки. А вот и первая остановка. «Станция «Информационная», – объявляет проводник. Выходим на перрон, чтобы подышать свежим воздухом. Вероятно, совсем не случайно она носит такое название. По радио диктор объявляет: «Уважаемые пассажиры, следующие до станции «Имя прилагательное», послушайте информацию. У нашего микрофона сказительница Оксана Кирпичева» (появляется сказительница в русском сарафане, косынке или платочке на голове).

Сказительница: Дорогие друзья, я расскажу вам сегодня сказку «Имя прилагательное». Ее придумала для вас учительница Н.И.Ралдугина. Внимательно послушайте меня, а потом ответьте на вопросы и выполните некоторые задания.

Некогда в каком-то царстве,

Тридесятом государстве,

То ли здесь, а то ли там

Жил-был царь Абдурахман.

Миновало много лет,

Собирает царь совет.

Дочерей к себе зовет

И такую речь ведет:

«Мне вопрос который год

Все покоя на дает:

Для чего живет на свете

Прилагательное, дети?

В дальний путь скорей спешите

И вопрос сей разрешите».

Три девицы собирались,

С царем-папой распрощались,

Стали думать-размышлять,

Как им тайну разгадать.

Вот выходят в сад сестрицы,

Слышат пенье райской птицы.

Говорит одна сестрица:

– Как поет красиво птица!

Голос звонкий, золотой,

Нежный, чистый и родной.

– А уж птица-то какая,

Маленькая, озорная, –

Ей вторая говорит

И на птицу все глядит.

– Знать та птица не простая, –

Молвит тут сестра другая.

К ней решили обратиться,

Чтоб ответа лишь добиться.

– Ты по свету ведь летала,

Может, где его встречала?

Нашу душу успокой

И секрет скорей открой:

Что есть прилагательное?

– Оно замечательное.

Частью речи называют

И по падежам склоняют.

Мир без этой части речи

Был бы тускл и не расцвечен.

Недалече здесь живет,

Песни добрые поет.

Вы теперь к нему спешите

И вопрос сей разрешите.

В путь отправились сестрицы

По совету мудрой птицы.

Долго ль, коротко ли шли,

Но дворец его нашли.

У порога их встречало,

О себе все рассказало.

– Признаки обозначаю,

Все предметы украшаю,

Разукрашу, опишу,

Какой есть предмет скажу.

Так отцу и доложите,

Ко мне в гости пригласите.

Пусть подружится со мной,

Станет добрым, коль был злой.

К отцу сестры поспешили

И секрет ему открыли.

Вопросы

1) Что такое прилагательное?

2) Какова его роль в нашей речи?

Учитель: Спасибо тебе большое, сказительница. Оставайся с нами, посмотри на то, как ребята играют, изучая эту интересную часть речи, имя прилагательное.

– Ребята, а сейчас мы проведем игру «Охарактеризуй предмет». Показываю вам рисунок, на котором изображен какой-либо предмет, а вы, используя имена прилагательные, опишите его: каков по цвету, форме, размеру, назначению, материалу, из которого сделан, и т.д. Запишите в свои путевые дневники полученные словосочетания. (2-3 ученика записывают словосочетания и зачитывают их, одно устно разбирают).

Учитель: Мы с вами продолжаем путь. Долго ли, коротко ли время бежит, но добрались мы до новой станции – «Теоретическая». (На доске прикрепляю плакат с названием станции).

А теперь ответим на те вопросы, которые задаст сказительница (она одну за другой извлекает из конверта карточки с вопросами).

Вопросы могут быть примерно такими:

1. Какова роль прилагательного в предложении?

2. Как изменяются имена прилагательные?

3. Какие разряды прилагательных по значению вы знаете?

4. Какими бывают прилагательные?

5. Как изменяются краткие прилагательные?

6. Что ты знаешь о правописании кратких прилагательных с основой на шипящие?

Даю хороший совет вам,

ребята.

Прилагательное краткое

недовольно зашипит,

Если кто из вас, из школьников,

Мягкий знак писать решит.

Будешь грамотен, хорош,

Если правило учтешь.

Учитель: Наше путешествие продолжается. И вот мы уже на станции «Практическая». Пора нам показать, насколько прочно мы усвоили знания о прилагательном и умеем ли их практически использовать. Запишем текст по памяти. (Читаю четверостишие медленно первый раз, затем через короткое время второй. Дети записывают его в тетрадях).

Кругом все белое и синее,

Все в тонком кружеве теней,

А лес укрыт пушистым инеем,

Уснул до теплых вешних дней.

(Затем сверяем записанный в тетрадях текст с текстом на доске, находим в нем прилагательные. Предложение «А лес укрыт пушистым инеем, уснул до теплых вешних дней» разбираем по членам предложения и частям речи).

Учитель: Имя прилагательное – веселая и яркая часть речи. И мы, прибыв на станцию «Игровая», проведем ряд игр.

1. Игра-эстафета «Запиши прилагательные» (прилагательные записываются учениками на доске или на листочке, который передается от одного к другому. Последний зачитывает написанные прилагательные).

2. Игра «Найди свой падеж»

(Учениками прикрепляются таблички с названием падежей, учитель читает им словосочетания (прилагательное + существительное), услышав прилагательное, стоящее в нужном падеже, ученик делает шаг вперед и называет падеж).

3. Грамматическая эстафета

а) Назови прилагательное, поставь к нему вопрос.

б) Проверь безударную гласную в корне имени прилагательного:

родного края;

в сосновом бору;

большим размером.

в) В группе однокоренных слов найди прилагательное:

ласка, ласкать, ласковый, ласкающий, горечь, горчить, горько, горький, доброта, добрый, подобреть.

г) Согласуй имя прилагательное с существительным

родн… (краем, отечества, городом).

д) Измени прилагательное по родам

яркий…

умный…

большой…

е) Докажите, что прилагательные изменяются по числам. Измени одно из них.

ж) Каким членом предложения является прилагательное в данном предложении:

Шумят колосья спелой ржи.

Они радуют глаз хорошим урожаем.

«Хороша нынче рожь уродилась», – говорит агроном.

з) Образуй от существительного однокоренное прилагательное

добро;

милосердие;

отзывчивость.

и) Разбери прилагательное по составу

безумный;

приморский;

заоблачный.

к) Определи род, число, падеж прилагательного в словосочетании

ярким светом;

по голубому небу;

у раскрытого окна.

Учитель: Стучат колеса, мчится поезд. И вот новая станция «Историческая». Она получила такое название потому, что именно здесь в любом справочном бюро можно получить информацию о рождении на свет, о правописании, о лексическом значении разных прилагательных. Сегодня мы узнаем только о некоторых. Кое-кто из пассажиров вагона приготовил заранее сообщения о прилагательных. Итак, знаешь ли ты, что…

Опрятный

Слово «опрятный», как ни странно, происходит от глагола прятать. Какова же смысловая связь между этими словами? Оказывается, что глагол прятать (опрятывать) некогда (да и сейчас в отдельных говорах) означал «приводить в порядок, убирать, наводить чистоту». Отсюда опрятный – чистый, аккуратный.

Бордо, хаки, беж, электрик

В русском языке существуют неизменяемые прилагательные. Чаще всего они обозначают различные степени и оттенки цвета: бордо (темно-красный цвет), хаки (серо-зеленый, защитный), беж (светло-коричневый с розовато-желтым оттенком), электрик (голубой или синий с серым отливом). В разговорном языке некоторым из них соответствуют изменяемые прилагательные (бордовый плащ, бежевая блузка).

Нелепый, пасмурный

В старину в русском языке существовали прилагательные лепый (красивый), смурный (хмурый). Сохранились они в современных словах «нелепый», «пасмурный». Корабельный повар в повести М. Горького «Детство» носит фамилию Смурный.

Прочный

Прилагательное прочный происходит от слова «прок», то есть «беречь, оставлять на будущее». Таким образом, прочным стал называться предмет, изготовленный на долгое время, накрепко, прочно.

Красный

Прилагательное красный обозначало в старину то, что сейчас обозначается словом красивый. Вспомните слова из старинных народных песен: красные девушки, красный молодец, красное солнышко; поговорку: «Не красна изба углами, а красна пирогами». Красная площадь в Москве называлась так много столетий назад потому, что это означало красивая площадь. В некоторых славянских языках и говорах (например, в Закарпатье) и сейчас говорят: красно, то есть хорошо, красиво.

Краткие прилагательные

В современном русском языке краткие прилагательные не склоняются. Однако в некоторых выражениях разговорной речи они сохранились в форме косвенных падежей, как бы «окостенев»: от мала до велика, средь бела дня, по добру по здорову, на босу ногу.

Мы едем, едем, едем

До станции своей,

А с шуткой или песней

Нам ехать веселей.

Итак, станция «Музыкальная». На этой станции мы послушаем веселый урок «Радионяни» («Склонение имен прилагательных»).

А сейчас мы подъезжаем к станции с веселым названием «Развлекательная». Посмотрим короткий мультфильм «Что означают приставки и суффиксы».

Вот и добрались мы до конечной станции «Имя прилагательное». И прежде, чем мы доберемся до своих квартир, получим задание на дом. Оно будет тоже необычным. Послушайте рассказ Игоря Вострякова «Прилагательное».

Мы проходили прилагательное. Объяснений Галины Ивановны я не слушал и весь урок читал книжку «Всадник без головы». На следующий день Галина Ивановна, как нарочно, вызвала меня к доске и продиктовала:

За грибами

Три друга пошли (в какой-то) лес за (какими-то) грибами. У (какого-то) Миши была (какая-то) корзинка, а у (какого-то) Коли и у (какого-то) Вани (какие-то) лукошки. Они собирали (какие-то) грибы и перекликались (какими-то) голосами. Вдруг (какое-то) небо потемнело и пошел (какой-то) дождь. Миша, Коля и Ваня спрятались под (каким-то) деревом.

– А теперь, Синичкин, – сказала Галина Ивановна, – придумай подходящие по смыслу прилагательные и вставь их вместо пропущенных слов.

Я делал вид, что усиленно думаю, а сам с надеждой посматривал на Ваську. Васька что-то написал на бумажке и бросил ее мне. Галина Ивановна сидела ко мне спиной и писала. Я развернул бумажку и стал быстренько вставлять Васькины прилагательные в предложения. Я так спешил, что даже рука заныла от напряжения. Наконец я переписал последнее предложение и сказал: «Все!»

– Ну что ж, Синичкин, если ты считаешь, что все прилагательные на месте, то прочитай нам, что же ты написал.

И я стал читать.

Три друга пошли в косолапый лес за развесистыми грибами. У голубого Миши была неумытая корзинка, а у раннего Коля и продолговатого Вани незнакомые лукошки.

Они собирали счастливые грибы и перекликались квадратными голосами. Вдруг первое небо потемнело и пошел вчерашний дождь. Миша, Коля и Ваня спрятались под жизнерадостным деревом.

– Надеюсь, ты понял, Синичкин, – сказала Галина Ивановна, – что, даже списывая готовое, нужно думать и самому.

Я сказал: «Понял!»

Но как Галина Ивановна узнала, что я списывал, этого я так и не понял.

Каждый из вас получит написанный на листочке текст «За грибами». Прилагательные в нем пропущены, на место пропуска вставьте подходящие по смыслу прилагательные, текст запишите в тетрадь.

3. Подведение итогов.

Надежда РАЛДУГИНА, учитель русского языка и литературы СШ №4 г. Мичуринска, Тамбовская область, участник конкурса «Сто друзей-2004»


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту