– Дмитрий Вадимович, еще 5 лет назад на один компьютер в России приходилось 500 учеников. Сегодня стоит задача снизить этот показатель до 20-25. Как изменилась ситуация за эти годы в Тверской области? – Изменилась существенно и в значительно лучшую сторону. В первую очередь свою роль сыграла федеральная целевая программа «Создание единой образовательной информационной среды на 2001-2005 годы», ее реализация позволила Тверской области выйти на показатель 1 компьютер на 50 учеников. А приоритетный национальный проект значительно улучшит и этот показатель, он будет составлять примерно 1 компьютер на 20 учеников. Такое соотношение позволит более качественно проводить обучение не только по информационным технологиям, но и использовать их в образовательном процессе по другим дисциплинам.
– В рамках нацпроекта в 2006 году к интернету должны подключить 18 тысяч российских школ. А сколько школ в Тверской области получат выход в Сеть?
– Это достаточно весомая цифра – 869 образовательных учреждений. До конца текущего года будут подключены 174 учреждения. Остальные по плану подключаются в 2007 году. Общеобразовательных школ в этом списке 811, остальные – школы-интернаты и коррекционные школы.
– А как в области определяли список счастливчиков? Подключат «самых сельских и труднодоступных», самых заслуженных или самых подкованных в общении с техникой?
– В первую очередь подключаются городские и поселковые образовательные учреждения, для которых не требуется установка дополнительного дорогостоящего оборудования на узлах связи.
Что касается информатизации сельских школ, то мы решаем этот вопрос в единой стратегии обеспечения равного доступа и качества образовательных услуг. Формируются сельские образовательные округа, включающие 7-10 школ. Центры округов – базовые школы, созданные на основе средних. Это опорные ресурсные центры, где аккумулирован кадровый, методический и материально-технический потенциал. Они в первоочередном порядке оснащаются компьютерами и доступом к интернету. На базе этих школ повышают квалификацию учителя, готовятся к ЕГЭ старшеклассники всего сельского образовательного округа, проводятся предметные олимпиады и обучение современным информационным технологиям.
Следующим этапом будет подключение к Сети удаленных сельских школ, где пока нет соответствующих технических возможностей. Но они там обязательно появятся, для нас это очень важно, и работа по подключению таких школ также начнется уже в 2007 году.
– Вначале планировалось, что подключение к интернету даст школам право только на пользование образовательными ресурсами. Но затем правительством было принято решение о неограниченном доступе к Сети с оплатой из федерального бюджета двухлетнего трафика. Вы будете контролировать, как именно используется этот доступ учителями и школьниками? Вдруг «пойдут не туда»?
– А вот это как раз продумано. Когда в Федеральном агентстве по образованию проводился конкурс, в конкурсную документацию специально было заложено условие введения ограничения к информации, не имеющей отношения к образовательному процессу. Так что исполнители ставят систему фильтрации, отсекая доступ к нежелательным сайтам. На остальную информацию никаких ограничений нет.
– Дмитрий Вадимович, известно, что проект реализуется на условиях софинансирования, у региона есть свои обязательства и финансовые, и технические. В чем конкретно они состоят?
– Между администрацией Тверской области и Федеральным агентством по образованию заключено соглашение, в котором четко прописаны обязательства региона в реализации проекта. Действует стандарт – в каждом образовательном учреждении создание автоматизированного рабочего места, включающего не менее одного компьютера современной конфигурации. Школы организуют допуск, приемку выполненных работ и, конечно, представляют отчетность. Областной бюджет выделяет на эти цели 2 миллиона рублей. В основном эти средства направляются на замену устаревшей компьютерной техники. Примерно такая же сумма выделяется из местных бюджетов.
– В школах появится новая техника, но не окажется ли так, что доступ в Сеть не будет востребованным просто потому, что люди не знают, как всем этим пользоваться и зачем это надо?
– Реализация этого направления нацпроекта как раз очень своевременна. Но мы начинаем не с нуля. В нашей области уже не первый год ведется большая работа по подготовке педагогических кадров. Достаточно сказать, что за последние три года в регионе более трех тысяч учителей прошли курсы по информационным технологиям. Это означает, что компьютерные технологии в образовательном процессе становятся нормой не только для учителей информатики, но и учителей-предметников различных профилей. Кроме этого, не следует забывать об учениках. Часто именно они подталкивают педагогов к освоению ИКТ. Процесс этот уже начался, его не остановить, для ребят информационные технологии стали нормой жизни, так что именно интерес учеников будет стимулировать широкое внедрение и применение компьютеров на уроках, в дополнительном образовании и внеклассной работе. Здесь уже открывается широкое пространство для творчества учеников и их педагогов.
Комментарии