Коллективная работа – это целенаправленная и организованная профессиональная деятельность, результат которой зависит от личной заинтересованности всех участников этого процесса и всегда базируется на их инициативе и творческом отношении. Процесс становится по-настоящему командным, когда между участниками идет постоянный обмен опытом, советами, информацией, ориентированными на усовершенствование методов и технологий работы. Он, этот процесс, действительно непростой, не всегда понятный: что делать, в каком направлении двигаться на пути обучения и развития ребенка с особыми возможностями здоровья, его адаптации к социальным условиям?
Говоря об обучении, развитии и сопровождении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (всех вариантов нарушений), важно отметить принцип создания или обеспечения для него оптимальных, именно оптимальных условий в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, нервно-психическим и соматическим здоровьем, а также актуальным развитием такого ребенка.
Хотелось бы отметить еще один важный аспект: такие дети даже при сохранном уровне интеллектуального развития, как правило, имеют очень низкий уровень эмоционально-волевого интеллекта, что существенно влияет на организацию как педагогической, так и коррекционной работы.
У многих родителей на слуху такая аббревиатура, как ЦПМПК (Центральная психолого-медико-педагогическая комиссия). Современный родитель в большинстве случаев очень продвинутый, как говорится, «в тренде», потому что имеет доступ к любой информации через различные специальные сайты, социальные сети, где обсуждаются вопросы воспитания, обучения и развития детей, где каждый может не только поделиться своим мнением, но и процитировать специалистов.
И вот здесь и возникает главная трудность в командной работе и коллективной ответственности взрослых, которые с недоверием относятся к мнению тех специалистов, которые работают с конкретным детским коллективом, где находится ребенок с ограниченными возможностями здоровья.
По опыту нашей многолетней работы важная задача коллектива школы – донести до сознания родителя, что их ребенок – просто человек, развивающийся по своему графику, что его нервная и когнитивная системы созревают в своем темпе, и это не хорошо и не плохо, это просто факт. Ребенок чуть больше нуждается во внимании взрослых и организации для него другой образовательной траектории, которая для него будет комфортной. Только время показывает, что те трудности, с которыми он столкнулся при поступлении в образовательное учреждение, успешно преодолены.
Что же делать, спросите вы. Отвечаем. Прежде чем приступить к работе с ребенком, необходимо встретиться с его родителями, объяснить, успокоить, рассказать, что специалисты будут делать, в каком направлении его развития необходимо двигаться, на каких этапах необходимо корректировать подходы и методы не только обучения, но и воспитания. Ведь то, что хорошо подходит одному обучающемуся, может совершенно не подходить другому, потому что он сам другой, ему может быть скучно и неинтересно, он не готов к информации в силу своих индивидуальных особенностей, представлений об окружающем мире.
В таком случае все участники образовательного процесса включают в свои программы именно те направления работы, которые подходят конкретному ребенку. Это могут быть специализированные обучающие программы на компьютере, психологические сказки, вовлечение ребенка в коллективные праздники и мероприятия, возможен и вариант перехода ребенка в другой класс.
Обязательно необходимо проводить обсуждение со специалистами, такими как логопед, психолог, дефектолог, социальный педагог, результатов динамики развития ребенка и усиливать работу над проседающими аспектами. Много полезной информации можно получить на специальных вебинарах, где профессионалы делятся своим опытом. Одним словом, успех зависит именно от командной работы и творческого отношения всех участников на пути к поставленной цели – развитие и воспитание гармоничной личности.
Мы можем говорить о своих успехах, видя обучающихся в средней школе, успешно справившихся с поставленной задачей, полностью компенсированных и ничем не отличающихся от своих сверстников. Только совместными усилиями можно решать любые задачи.
Наталья МАГОНОВА, педагог-психолог Школы Новокосино
Комментарии