Современная школа должна стремиться к тому, чтобы создать, во-первых, успешную среду для учета мнений и интересов всех участников образовательного процесса, во-вторых, благоприятные условия для наиболее полной самореализации этих участков.
В первую очередь это касается, разумеется, учащихся и учителей, но не стоит забывать и о родителях, многие из которых также заинтересованы в том, чтобы контролировать и мониторить процесс обучения своих детей, в том числе по возможности вносить свои предложения и коррективы. Все это делает строгую формальную административную (и даже, не побоюсь этого слова, бюрократическую) модель управления образовательным процессом далеко не актуальной и невостребованной в современных реалиях.
Требуется как можно чаще привлекать к этому управлению участников, и прежде всего самих учащихся. На наш взгляд, это является одной из первостепенных задач, стоящих на повестке дня образовательных организаций, поскольку именно грамотное разрешение данного вопроса является залогом повышения заинтересованности учеников в учебе и усиления их стремления активно принимать участие как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Кроме того, не стоит забывать, что одним из наиважнейших требований к личностным результатам реализации программ общего образования является воспитание гражданской идентичности, что предполагает формирование активной и инициативной личности, а это возможно в полной мере лишь в том случае, если в известной степени привлекать ребят к управлению их собственным процессом обучения.
Решение данной задачи связано с созданием и развитием такого института, как ученическое самоуправление. Проблема представляется весьма актуальной, поскольку не во всех школах есть должным образом организованное школьное ученическое самоуправление. В связи с этим стоит уделить особое внимание вопросам, связанным со спецификой и организацией такого самоуправления, а также с его взаимодействием с такой структурой, как управляющий совет, которая есть в каждой московской школе и также во многом основана на общественных началах.
Управляющий совет действительно представляет собой важную структуру в образовательной организации, характер деятельности которой имеет определенные элементы самоуправления. Это заложено в примерном положении, изданном Департаментом образования и науки города Москвы, и выражается в том, что по положению совет реализует принцип государственно-общественного характера управления образовательным учреждением (ключевое слово – «общественный», что подразумевает привлечение участников образовательного процесса к его управлению «снизу»), а также тот факт, что члены совета выполняют свою работу на общественных началах, что является характерной чертой любых институтов гражданского общества, в том числе и самоуправления. Да и собственно структура управляющего совета объединяет выборных представителей от каждой заинтересованной стороны – педагогических работников, родителей и (внимание!) учеников.
Компетенция совета достаточно широка, что позволяет реально влиять на структуру образовательной программы, учебный график, использование бюджетных средств, принятие локальных актов, разрешение споров между участниками образовательных отношений. Впрочем, стоит подчеркнуть, что на упомянутые выше вопросы совет оказывает влияние лишь отчасти и не стоит думать то, что именно он принимает исключительно все решения или решения требуют его исключительного одобрения. Отнюдь нет, именно поэтому в том же положении его характер деятельности определен не просто как общественный, а как государственно-общественный, что предполагает определенный контроль за его деятельностью со стороны столичного Департамента образования и науки, выражающийся в присутствии на заседаниях его представителя. Вместе с тем это нисколько не умаляет значимости совета, поскольку его предложения и позиция учитываются администрацией образовательной организации, и тем самым совет оказывает влияние на управление образовательным процессом. Сам же принцип выборности при формировании состава управляющего совета делает его реальным представительным органом. Таким образом, совет хоть и не является в полной мере органом самоуправления, все же вобрал в себя черты последнего в определенной степени.
Что же касается ученического самоуправления и его взаимосвязи с деятельностью управляющего совета, то она представляется гораздо более тесной, чем может показаться на первый взгляд. В первую очередь это связано с тем, что в совете есть представители от обучающихся – а именно от третьей ступени общего образования. Следовательно, к процессу управления привлекаются ученики с правом выступать на заседаниях совета со своими инициативами. Их численность не так велика, но, по сути, именно эта группа учащихся должна представлять в идеале интересы сообщества учеников, причем, разумеется, не только исключительно старшей школы. Возникает вопрос: а как именно идет комплектация этой части управляющего совета? Каким образом организованы выборы? Примерное положение об управляющем совете отдает решение этих вопросов в целом на откуп администрации школ, но в тексте положения есть намек на то, каким лучше образом организовать выборы и отобрать кандидатов в члены совета: «Список кандидатов может формироваться путем самовыдвижения, по рекомендации органов ученического самоуправления, педагогического совета, родительских комитетов классов…». Эта выдержка носит рекомендательный характер (как было уже упомянуто, вопрос о процедуре выборов и отборе кандидатов администрация может решить по своему усмотрению, издав соответствующий локальный акт), но именно она рисует такую процедуру формирования управляющего совета, при которой он в наибольшей степени будет представлять интересы участников образовательных отношений. И именно здесь мы замечаем упоминание ученического самоуправления. Таким образом, в идеальном случае предполагается, что именно орган ученического самоуправления делегирует своих представителей в управляющий совет.
Однако из-за того, что это требование не является обязательным, складывается ситуация, что управляющий совет в школе может действовать, но при этом в ней может и не быть ученического самоуправления. Такая ситуация является далеко не лучшей, по крайней мере для той администрации, которая на деле стремится к развитию школьного самоуправления. Наличие в совете представителей от учеников не может восполнить в полной мере институт ученического самоуправления. Во-первых, заседания совета происходят далеко не часто, а потому спорадическое привлечение учащихся не позволит в должной степени проявить инициативу или организаторские способности. Во-вторых, как бы ни были авторитетны среди учеников те, кому довелось представлять интересы учащихся в совете, отражать позицию всех тех, кто сидит за партами, невозможно без какой-либо площадки, на которой обучающиеся могли бы предварительно обсуждать интересующие их вопросы и проблемы. Именно такой площадкой и должно стать ученическое самоуправление. Таким образом, полноценная работа управляющего совета может сложиться только там, где в школе есть школьное самоуправление.
Создание школьного ученического самоуправления – задача не из простых. Она требует разработки определенного юридического положения, которое должно быть формально закреплено. В этом положении должны быть четко определены структура самоуправления и его компетенция. Причем, установив объемы этой компетенции, администрация и педагоги должны избегать прямого вмешательства в деятельность самоуправления в пределах отведенных ему рамок. Условно говоря, директор не может ничего приказать школьному самоуправлению, он может запретить что-либо только в том случае, если имеет место нарушение устава школы или положения о самом ученическом самоуправлении. Таким образом, правила игры нужно обговорить заранее. Нашей задачей не является освещение круга вопросов, который следует отвести школьному самоуправлению, однако хотелось бы подчеркнуть, что этот круг должен стимулировать учащихся к активной деятельности. Здесь как нельзя кстати уместно дать самоуправлению широкие полномочия и свободу действий в рамках определения досуговой и внеурочной деятельности. Как часто учащиеся безразлично относятся к тем мероприятиям, которые предлагают им учителя! И как часто учителя обращаются к советам учеников, когда составляют годовой план различного рода мероприятий… Так вот с этой задачей вполне может справиться ученическое самоуправление. И на наш взгляд, это важнее, чем игра в «республику» или «выборы президента школы». Уместно также привлекать учащихся к сохранению существующих школьных традиций, организации дежурства и поддержанию дисциплины, ведению школьных СМИ. При этом стоит подчеркнуть: создание ученического самоуправления, равно как других общественных объединений учащихся, – это не прихоть воспитанников, а их полноценное право, закрепленное в Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», и это право они могут и должны реализовать беспрепятственно.
Однако камнем преткновения на пути к созданию школьного самоуправления являются отнюдь не бюрократические или юридические препоны, таковым является отсутствие желания у самих учащихся заниматься делами школы. Навязывание «сверху» здесь не пройдет, поскольку полностью противоречит самим принципам и основам любой автономной деятельности, и подобная попытка обречена на провал или создание фикции. Культура самоуправления и умения брать ответственность на себя при решении каких-либо социальных задач не может сформироваться в одночасье. А поэтому развитие ученического самоуправления – это нелегкий труд энтузиастов и активистов, как со стороны учащихся, так и со стороны неравнодушных преподавателей. Однако стоит помнить, что именно от этого труда зависит то, насколько у выпускников школ сформируется активная гражданская позиция и в какой степени они будут готовы принимать участие в жизни своего родного региона и страны в целом. С учетом широкого распространения абсентеистских настроений среди молодежи проблема является как никогда актуальной.
Взаимодействие управляющего совета и ученического самоуправления крайне важно. Ведь именно совет становится средой прямого взаимодействия учащихся с администрацией, преподавателями и родителями. При наличии органа школьного самоуправления его делегаты на совете всегда будут иметь ряд подготовленных вопросов и предложений, волнующих большинство учащихся, которые они смогут поставить на повестку дня. В целом самоуправление может взаимодействовать с учителями и администрацией постоянно в течение учебного года. Однако более серьезные, глобальные, перспективные предложения требуют обсуждения в управляющем совете, особенно если они выходят за пределы непосредственной компетенции самоуправления. Например, глобальные и перспективные предложения могут касаться внесения изменений в программу развития образовательного учреждения (что входит в компетенцию управляющего совета). Таким образом, взаимодействие ученического самоуправления и совета – это скорее вишенка на торте в квинтэссенции партнерских отношений между обручающимися и другими участниками образовательного процесса, но не сам торт. Торт же – это организация самоуправления в той или иной форме и модели.
Стоит также добавить, что на наш взгляд, именно управляющий совет может стать отправной точкой для развития школьного самоуправления, в том случае если последнее еще не реализовано в школе. Именно совет, где присутствуют неравнодушные преподаватели и родители могут совместно с активной (пусть поначалу и не столь многочисленной) группой учеников выбрать удовлетворяющую всех модель самоуправления и направить усилия на ее воплощение в жизнь.
Управляющий совет и органы ученического самоуправления – две крайне важные структуры в рамках образовательной организации, которые способствуют наиболее полному включению в управление образовательным процессом всех участников, что позволяет в высокой степени удовлетворить их интересы и потребности. Обе эти структуры также тесно взаимосвязаны: с одной стороны, без ученического самоуправления управляющий совет не будет в должной мере отражать позицию такого важного участника образовательных отношений, как ученик, с другой – именно управляющий совет может запустить процесс складывания школьного самоуправления, и данная задача, пожалуй, должна быть внесена в список первоочередных в советах тех школ, где подобного самоуправления еще нет.
Сергей СЕДОВ, учитель истории и обществознания школы №46
Комментарии