search
main
0

В игре никто не устает. Использование технологии активного обучения на уроках русского языка и литературы

Цель образования – подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни. Работая 50 лет учителем русского языка и литературы, я пришла к выводу о том, что традиционное репродуктивное обучение, пассивная подчиненная роль учащегося не могут решить эту задачу. Поэтому на протяжении всей своей педагогической деятельности я изучала и внедряла в свою работу новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения.У меня сложилась система преподавания, в которой традиционные и активные методы органично дополняют друг друга.

Цели технологий, которые я использую:- эффективное управление учебной группой в процессе урока; – максимально полное вовлечение всех учащихся в образовательный процесс;- поддержание высокой познавательной активности учеников на протяжении всего урока;- обеспечение оптимального использования времени урока, а также энергии и потенциала всех участников урока (учителя, учеников).Активные методы обучения направляю на развитие у своих учеников самостоятельного мышления и способности решать нестандартные учебные задачи на уроках русского языка и литературы.Это можно представить схематично (cм. схему).Активные методы обучения использую в групповой и индивидуальной работе. Групповые методы состоят из игровых, дискуссионных и тренинг-методов. Индивидуальные – это практические исследовательские задания, индивидуальные практикумы в форме тренировок.Тренинг использую для развития способностей к обучению и овладению любым сложным видом деятельности с помощью опорных конспектов, карточек, сигналов.Групповые дискуссионные методы возможны не только в старших классах. Этот вид активной деятельности развивает организационную коммуникацию, которую необходимо воспитывать и у детей младшего возраста, я это делаю с 5-го класса. Дискуссионные методы ввожу как элемент урока  в виде диалога, сократовской беседы, круглого стола, мозгового штурма, анализа конкретной ситуации или инцидента.В дискуссионных методах есть элементы игры, например соперничество и воспроизведение действительности.Учебные игры можно подразделить на деловые игры, организационно-деятельностные, организационно-коммуникативные, сюжетно-ролевые и организационно-мыслительные игры. В своей практике я использую все виды вышеперечисленных игр. На уроке-зачете применяю элементы каждой игры.Урок-зачет по любой теме программы строю на основе новых форм и методов реализации образовательной программы по русскому языку. На уроке применяю игровые формы организации деятельности обучающихся для достижения образовательных целей, причем игра объединена с учебно-воспитательным процессом, а мотивационный потенциал игры направлен на более эффективное освоение учащимися образовательной программы. Высокая позитивная мотивация игры на данном уроке играет роль компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей обучающихся, например, в группе «Слабых» или «Очень слабых».Цели применения технологии активного обучения: воспитание, развитие и социализация; проверка знаний и умений по русскому языку; создание благоприятных (комфортных) условий реализации природных способностей учеников.В естественной игровой среде отсутствует принуждение и есть возможность для каждого найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои образовательные потребности.Четко выстроенная структура урока-игры способствует направленному движению к поставленным целям урока, обеспечивает последовательность переходов от одной фазы урока к другой, помогает осуществить эффективный мониторинг хода и результатов усвоения учебного материала.Особенность работы заключается в использовании технологии модерации. На уроке решаются следующие задачи:- эффективное взаимодействие участников группового процесса;- упорядоченный обмен информацией (коммуникация) между всеми учениками;- обеспечение наглядности хода и результатов урока-игры;- мотивация всех участников игры;- мониторинг образовательного процесса;- рефлексия педагога и учеников;- анализ деятельности участников и оценка результатов.Технологии активного обучения, примененные на уроке, обеспечивают решение образовательных задач в различных аспектах:- формируют положительную учебную мотивацию;- повышают познавательную активность учащихся;- активно вовлекают учеников в образовательный процесс;- стимулируют самостоятельную деятельность;- развивают познавательные процессы – речь, память, мышление;- позволяют эффективно усвоить большой объем учебной информации;- развивают коммуникативно-эмоциональную сферу личности ученика; – раскрывают личностно-индивидуальные возможности каждого ученика и определяют условия для их проявления и развития;- развивают навыки самостоятельного умственного труда;- развивают универсальные навыки.Активное участие детей в уроке максимально уже потому, что используется игра – одна из разновидностей технологии активного обучения. Ни в какой другой деятельности ребенок не проявляет столько настойчивости, целеустремленности, неутомимости. Игра закрепляет у детей полезные умения и привычки. На уроке ребенок чувствует себя самостоятельным, предъявляет к себе высокие требования, те требования, которые к нему же предъявляют взрослые в неигровой деятельности. Это урок говорения, урок развития коммуникативных навыков, толерантности, межличностного общения: общения в группе, в парах, возможность побывать в различных ролях в результате распределения их в процессе деятельности.Приведу пример.Урок-зачет. Игра-соревнование Тема урока «Имя прилагательное в 6-м классе»Цели: проверить качество усвоения теоретического материала; вызвать наибольшую активность учащихся, желающих отлично усвоить тему; закрепить коммуникативно-речевые умения; воспитать культуру группового и коллективного общения в ходе игры.Оборудование: 1) наглядные пособия, накопленные по ходу изучения темы «Имя прилагательное»:а) опорные конспекты «Имя прилагательное»;б) опорные таблицы-блоки: «Постоянный признак (разряд) имени прилагательного», «Степени сравнения имени прилагательного»;в) опорная таблица «Морфологический разбор имени прилагательного»;г) опорные карточки: «Полные и краткие имена прилагательные», «Переход прилагательных из одного разряда в другой», «Не с существительными и прилагательными», «О и Е в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных после шипящих и Ц», «НН и Н в суффиксах прилагательных», «Суффиксы прилагательных К и ЕК»; д) опорные сигналы орфограмм №8, 20, 22, 32, 36, 14, 18, 35, 37, 38, 39, 40.Оборудование игры:1) буквенное обозначение поля;2) вопросы для проверки знаний;3) зачетные листы каждой группы;4) итоговая ведомость зачета;5) список учащихся по группам;6) личные номера участников игры;7) очередность ответов на соответствующем поле;8) таймер.Ход урокаI. Организационный момент1) Столы сдвоить. Сдвоенных столов должно быть 5, с буквенным обозначением поля: 2) Разделить учеников на группы по 5 человек. Группа №1 – самые сильные, группа №2 – средние, группа №3 – слабые, группа №4 – очень слабые.3) Положить на отдельном столе личные номера участников игры (вразброс, лицевой стороной к столу):4) Разместить группы по полям. Направляясь к своему полю, каждый ученик проходит мимо стола с личными номерами участников игры, вытаскивает один номер и прикалывает его к одежде на груди булавкой.5) Выдать каждому участнику очередность ответов на соответствующих полях (А, В, С, Д, Е).6) Положить на каждое поле вопросы по теме урока стороной к столу до старта игры.7) Назначить счетчиков и посадить их за стол, на котором находятся итоговая ведомость игры и таймер.8) Каждой группе выдать зачетный лист.II. Старт игрыПо сигналу таймера открыть вопросы (их 5). Счетчики контролируют время, отведенное на ответы. Это происходит на каждом столе (их 5 – А, В, С, Д, Е), на каждом поле свои вопросы (см. приложение).На каждом поле есть свой ведущий. Каждый ученик побывает в роли ведущего, и каждому представится возможность выступить первым, вторым, третьим, четвертым, пятым. Это определяется индивидуальной карточкой участника игры. Пакетик с такими карточками выдан до старта каждой группе.Очередность ответов на соответствующем поле участников игры одной группы:Расшифровка первой карточки одного члена команды. На поле А этот ученик ответит на первый вопрос, на поле В – на второй вопрос, на поле С – на третий вопрос, на поле Д – на четвертый, на поле Е он ведущий и потому отвечает на последний вопрос.Ведущий ведет игру, распоряжается, проставляет на зачетном листе группы номер вопроса и номер отвечающего. Личные номера приколоты на одежде играющих до старта. На поле А ведущий сделал следующие записи:Запись обозначает, что на поле А на 1-й вопрос ответил участник №23, на 2-й вопрос ответил участник №9, ему помог №10, на 3-й вопрос ответил участник №14, ему помог участник №23, на 4-й вопрос ответил участник №10, на 5-й вопрос ответил участник №5, ему помог участник №23. Очередные ведущие сделают подобные записи на полях В, С, Д, Е.Через каждые 5 минут таймер подает сигнал перехода на другое поле. Группа с поля А переходит на поле В, с поля В передвигается на поле С, с поля С перемещается на поле Д, с поля Д переходит на поле Е, а с поля Е передвигается на поле А. Таким образом, каждая группа проходит через 5 полей. Каждый участник на очередном поле отвечает на 1 вопрос, получает 25 баллов (5 баллов х 5), если его ответы никто не дополнял. Каждый очень внимательно выслушивает ответы других участников своей группы. Он заинтересован внести свое дополнение в ответы других учеников, чтобы получить дополнительно 1 балл. Если отвечающему не удается дать исчерпывающий ответ и его дополняет 1 ученик, то он теряет 1 балл; если его дополняют 2 ученика, то он теряет 2 балла и т. д.В первом случае он получит 4 балла (5 баллов  -1 балл), во втором случае получит 3 балла (5 баллов -2 балла). Каждый участник на одном поле может набрать более 25 баллов, если внимательно выслушивает ответы других учеников и вносит свои дополнения в течение всей игры на всех полях.Зачетный лист группы заполняется ведущими на каждом поле.По команде ведущие передают зачетные листы группы счетчикам.Счетчики заносят в таблицу компьютера, подсчитывают количество набранных баллов, делая соответствующие записи на зачетном листе группы.На поле А:участник игры №23 набрал 7 баллов, так как за свой ответ участник №1 получил 5 баллов и дополнил ответ участников №14 и 5, поэтому к 5 баллам прибавляются еще 2 дополнительных балла; участник игры №9 набрал 4 балла;участник №14 набрал 4 балла, так как его ответ дополнил другой участник – 5 – 1;участник №10 набрал 6 баллов;участник №5 набрал 4 балла.Таблица в компьютере формата XL и высвечивается на мультимедийной доске.Подсчитав количество набранных баллов на каждом поле, счетчики подводят итог на этом же зачетном листе группы.    В ходе игры участник №23 набрал 30 баллов.Участник №9 набрал 24 балла. Участник №14  набрал 22 балла.Участник №10 набрал 26 баллов. Участник №5 набрал 20 баллов.Полученные итоги счетчики переносят в итоговую ведомость зачета, которая высвечивается на мультимедийной доске.Для выставления оценок в журнале принимаю следующие условия:«5» – 25 баллов и выше;«4» – 2/3 от 25 баллов;«3» – 1/2 от 25 баллов.Игра длится 20-30 минут. Оставшееся время использую для проверки орфографических навыков, провожу контрольную тестовую работу.III. Итог урокаНа основании итоговой ведомости зачета объявляется победитель внутри каждой группы: сильнейший среди равных, что очень важно. На таких уроках нет не сдавших зачет.Только на этом этапе можно узнать фамилии участников игры, записанных в зачетном листе и в итоговой ведомости под номерами.Дети с огромным желанием принимают участие в игре-соревновании, ждут урок-зачет, готовятся к нему.После таких уроков можно услышать высказывания: «Так хочется знать русский язык!»Желание школьников работать есть показатель правильной психологической и дидактической организации обучения и важнейшее условие для развития любви к русскому языку.ПриложениеА1. Что называется именем прилагательным? (Привести примеры.)2. Какие прилагательные являются качественными? (Привести примеры.)3. Какие прилагательные являются относительными? (Привести примеры.)4. Какие прилагательные являются притяжательными? (Привести примеры.)5. У каких прилагательных есть краткая форма? Образуйте краткую форму 2-3 имен прилагательных.В1. Какие степени сравнения имеют имена прилагательные?2. Как образуется простая сравнительная степень?3. Как образуется составная сравнительная степень?4. Как образуется простая превосходная степень?5. Как образуется составная превосходная степень?С1. Как определить, какое окончание следует писать у имени прилагательного в безударном положении?2. Как пишутся краткие прилагательные с шипящей на конце?3. Когда в именах прилагательных пишутся две буквы НН?4. Когда в именах прилагательных пишется одна буква Н?5. Как различить на письме суффиксы СК и К в именах прилагательных?Д1. Когда нужно писать О, а когда Е после шипящих в окончаниях прилагательных?2. Когда нужно писать О, а когда Е после шипящих в суффиксах прилагательных?3. В каких случаях прилагательные пишутся слитно с НЕ?4. В каких случаях прилагательные пишутся раздельно с НЕ?5. Когда сложные прилагательные пишутся слитно?Е1. Когда сложные прилагательные пишутся через дефис?2. Какие окончания имеют прилагательные в единственном числе в мужском и среднем роде в Р., Т., П. падежах?3. Какие окончания имеют прилагательные в единственном числе в женском роде в В. п.? В Р., Д., Т., П. падежах?4. Какими членами предложения могут быть прилагательные в предложениях?5. В какой форме прилагательные не изменяются по родам, числам и падежам? ​Рита ИЛЬИНА, учитель русского языка и литературы Покровской средней школы Приморского края, победитель XV Всероссийского конкурса «Сто друзей»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте