search
main
0

В грязных лужах жизни не бывает

Когда в 15-й школе Ростова-на-Дону на 10 дней отключили электричество (за долги), кружковцы Елены САНАДЗЕ день и ночь дежурили возле своих огромных аквариумов. Таскали из дома нагретые чайники, доставали кислородные баллоны… И все-таки многих рыб спасти не удалось. Погибли крылатки, скаты.

Морских аквариумов в Ростове-на-Дону в зоопарке нет. Они есть только в 15-й школе. 48 химических солей и полгода ожиданий требуется, чтобы “ожила” морская вода. Только тогда можно запускать рыб. Мир этот хрупок, любое изменение режима губит все.

В кружке аквариумистов около 20 человек, но это те, кто посвятит этому жизнь, вовлечет других и остановит за руку третьих. Еще работая в зоопарке, Елена столкнулась с тем, что дипломированные специалисты отделения ихтиологии после вуза не знают, как работать с аквариумными рыбами. Сложное это дело. Учиться надо на практике. Вот и решила она вырастить себе смену. И ушла в дополнительное образование. Елена разработала 4-летнюю программу подготовки гипераквариума. Ребята изучают гидробиологию, гидроботанику, водную токсикологию, ихтиологию.

В гости к кружковцам часто приходят ученики соседних школ. Еще бы! Здесь великолепные возможности для проведения итоговых уроков по классу рыб; можно побывать на интересной экскурсии; можно потрогать руками змей… Половина бывшей столовой оборудована кружководами под настоящий зоопарк.

Город Новый Уренгой. Там работает другой конкурсант – Владимир СОЛОДКОВ. Слова “никогда не говори никогда” про него. “Никогда не пойду работать в школу с детьми!” – заявил он, закончив университет. Теперь работает на экологической станции в кружке гидробиологии и аквариумистики. И школы избежать не удалось. Жена преподает там биологию.

У Владимира с ребятами почти двадцать 250-литровых аквариумов. У него, как и у Елены Санадзе, – мини-зоопарк: рыбы, рептилии, растения. А еще огромная коллекция ракушек. Хранит он ее, конечно, не дома, а на работе. Такие странности вполне в характере увлеченных педагогов. А еще Владимир аквалангист – любитель. Правда, для учителя это слишком дорогое удовольствие. Так что мечту погрузиться в Красное море к акулам и коралловым рифам он пока отложил до лучших времен.

С туризма все начиналось у Ирины Прохоровой из Архангельска. Сначала она ходила с детьми в походы и любовалась природой. Потом переключилась на общественное экологическое движение, клуб “Терра Инкогнита”. Потому что поняла: природу мало любить, ее надо уметь охранять. “Воспитывать надо так, чтобы у детей были свои принципы и убеждения. Чтобы они не мусорили, не вытаптывали газонов, не покупали редких животных. Когда они, повзрослев, начнут работать на производстве, рука не поднимется сбросить грязную воду в речку”. Вместе с ребятами Ирина организовала акции протеста против загрязнения Северной Двины, акцию “Посади свое дерево”.

Светлана ЗЕЛЕЕВА из Ульяновска считает, что интерес к познанию природы умирает, если оставить без внимания хоть один детский вопрос. Она работает в областной Станции юных натуралистов, филиал которой есть и в школе. Уроки занимательной экологии не проходят даром. Дети могут рассуждать вполне здраво: “Природа ведь наша мать. Взяла бы и отшлепала человека как вид”. Для вечных почемучек Светлана завела специальную тетрадь. Дети пишут ей вопросы. Она им – ответы. Один раз сидела до трех ночи. В эпистолярном жанре отвечала девочке, которая задала 23 вопроса.

Многие педагоги, приехавшие на конкурс, занимаются с ребятами серьезной исследовательской работой. Тамара БУРЧЕНКОВА из Благовещенска ежегодно выезжает с детьми в экспедиции, изучает редкие не только для нашей страны растения. Вместе они заложили экологическую тропу. А после вдоль нее высадили занесенные в Красную книгу цветы и травы.

В эколого-биологическом центре, где она работает, – большое подсобное хозяйство, медвежонок, оставшийся без мамы, енотовидные собаки, волки, лисы, попугаи. Кружковцы помогают ухаживать за ними.

Научное общество учащихся возглавляет в Кемерове Ольга КОНОНЕНКО. Здесь в центре внимания – проблема влияния окружающей среды на растения, влияние засоления почв на их рост. В этом году ученики Ольги Семеновны собираются исследовать разные сорта на морозоустойчивость и заражаемость “ржавчиной”, которая оседает на листьях и сокращает урожай. Естественно-научная проблематика – результат тесного сотрудничества с НИИ сельского хозяйства. Там ребята берут семена для исследований.

Из науки пришел в педагогику Николай ЕРОХИН (Екатеринбург). Хоть и грешно высказывать такие мысли, но, не будь государство несправедливо в оплате научных сотрудников, ребята из дополнительного образования не получили бы этого замечательного педагога. Николай Геннадьевич активно применяет полевой метод экологических исследований, экскурсии в природу. Даже конкурсное занятие он проводил на свежем воздухе. “Наш день воскресенье. В одно и то же время, в одном и том же месте мы встречаемся и уезжаем из города, чтобы общаться, изучать, исследовать. Остановить нас может только погода – ливень или сильный мороз.

Мне важно, чтобы дети все могли увидеть сами, оценить, задуматься. Вот камень у реки. Перевернешь его, там – насекомые, моллюски, черви – целый природный комплекс. Такой же камень у грязной лужи. Но жизни там нет. Я намеренно не даю ребятам ответа, почему так происходит. Они должны найти его сами”.

Занимается с детьми на воздухе и Татьяна РЫКОВА из Слюдянки (Иркутской области). “Жить на берегу Байкала и не знать его природы, особенностей невозможно! – восклицает Татьяна Ильинична. – У наших детей по сравнению со столичными меньше возможностей для развития. Зато детство у них не железобетонное. Они растут возле красивейшего озера”. Школа-интернат ╧ 1, где работает Татьяна Рыкова, ведомственная. Относится к Восточно-Сибирской железной дороге. Здесь учатся дети с маленьких станций и полустанков. С младшими школьниками Татьяна Ильинична занимается по программе “Байкаловедение. Экология для маленьких”. В старших классах ведет научное общество “Практическая экология Прибайкалья”.

Вода в Байкале чистая. Ребята проводят исследования, чтобы лично убедиться в этом. Один ученик Рыковой для исследований взял в помощники дафнию – маленького рачка. Если она погибает, воду пить нельзя. Он проверил это с помощью проб подземной, болотной, речной воды. В байкальской воде дафния не погибла. Зато в Байкале не хватает фтора-йода. Это уже выводы исследований другой ученицы. Частые заболевания ротовой полости (нарушение эмали, кариес) напрямую зависят от состава байкальской воды.

Елена СКЛЯРОВА из города Шебекино Белгородской области тоже возглавляет детское научное общество. Ее авторская программа на областном конкурсе в 1995 году заняла 1-е место. На Станции юннатов она создала Зал природы Шебекинского края. Теперь кружковцы проводят здесь экскурсии, а параллельно составляют карту исчезающих видов растений своего района.

На вопросы, кому хорошо употреблять в пищу тыкву и совсем нельзя редьку, как лечиться пчелиным медом и ядом, лучше всего бы ответили Ирина ЩИПЛЯЕВА из Железногорска и Наталья АЛИФИРЕНКО из Гагарина. Дорога в дополнительное образование начиналась у них одинаково – с кружка “Овощеводство”. Наталья со временем занялась серьезным изучением валеологии. Теперь ее программа состоит из 3 модулей: влияние экологии на человека; формирование его здоровья и факторы, от которых оно зависит; опытническо-исследовательская работа. Наталья Алифиренко уверена, что, исследуя природу, человек исследует прежде всего самого себя.

“Мой предмет и сейчас у многих вызывает скептическую улыбку. Первое время я даже стеснялась сказать, что веду этот кружок, – признается Ирина Щипляева. – Было трудно. Но я решила заинтересовать ребят, научить их работать руками. Дети пришли городские, неподготовленные. Не могли отличить совковую лопату от штыковой. Не хотели работать с землей. Желание отбили родители на принудительных дачных работах”. И все-таки Ира сумела их заинтересовать. Прошел год, и дети не захотели уходить. Летом она разработала продолжение программы еще на год. Ира научила их не только выращивать, но и перерабатывать овощи, создавать маленькие кулинарные шедевры. Даже через девичьи возрастные комплексы они прошли вместе.В программе 3-го года обучения – фитотерапия, фитокосметология. Ирина убедила девочек, что веснушки – это дар солнца, и волосы у них вовсе не рыжие – золотые. И так расцвели ее девчата, что в кружок в больших количествах стали записываться мальчишки. Ира понимала, что идут они пока не на ее программу, а на “золотых” девчушек, на “лебедушек”. “Мы договорились, что скидок им не будет, что работа в кружке – не развлечение, а труд”. С тем и приняла Ирина Щипляева их в свой кружок. И не ошиблась. Коллектив получился замечательный, здесь и учатся, и общаются. Мальчишки с удовольствием позволяют накладывать на себя маски.

Давно уже не стесняется Ира названия своего кружка. А воспитанники могут своим педагогом гордиться: в номинации она стала победителем.

Ну а напоследок поделюсь с читательницами рецептом от Ирины Щипляевой. Если ему в точности следовать и уделять себе любимой 15 минут в день, через месяц кожа станет бархатной, а морщинки разгладятся. Итак, берем свежий картофель, перетираем, отжимаем сок. (Его могут использовать те, кто страдает гастритом, язвой. При обострении полстакана такого сока натощак – идеальное лекарство). В выжимки картофеля добавляем столовую ложку растительного масла, все это кладем на марлечку и на лицо. Закрываем глаза. И, пока крахмал подтягивает и разглаживает кожу, белок питает, а масло увлажняет, расслабляемся. Затем умываемся теплой водой. Через месяц, дорогие женщины, мы все будем красавицами.

Ольга МАКСИМОВИЧ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте