search
main
0

В гостях у сказки

Обретение островка психологического комфорта

Мы часто говорим о том, что хороший результат ученик сможет дать, если мы будем проводить интеграцию основного и дополнительного образования, а также будем активно использовать все ресурсы московского образования. Благодаря этому возможна индивидуализация и ученикоцентричность. Абсолютно каждому ребенку должно быть комфортно, в том числе психологически, в образовательной среде. Он должен построить индивидуальную образовательную траекторию, опираясь на свой сознательный выбор, а школа помогает раскрыть весь его потенциал.

В чем нам может помочь дополнительное образование? Часто ли родители, отдавая своего ребенка в кружок, задаются этим вопросом? Для большинства из них главное, чтобы ребенок был занят полезным делом после основных уроков в школе. Вот и вся премудрость. Школа понимает, что образование не делится на творчество и науку. Ведь наука без творчества мертва, как и творчество без знаний просто не может развиваться. Если наука – это сердце образования, то творчество – это его дыхание. Получается, что дополнительное образование – это и есть островок психологического комфорта ребенка во всех отношениях. Иначе быть не может. Где еще можно создать более благоприятные условия для полного раскрытия личности и индивидуального подхода, как не в творческой работе с детьми, особенно в театральном коллективе, да еще и с куклой в руках, о которой ни в коем случае нельзя забыть ни на мгновение?!

Казалось бы, зачем детям тратить столько сил и времени на занятия театральной деятельностью, если не все они в будущем станут актерами? Конечно, кто-то выберет себе эту профессию, но это лишь единицы. А остальные? Ведь работа в театре требует огромной каждодневной отдачи, раздумий, даже когда ты не на репетиции.

Начнем с того, что театр способствует внутренней организации, самодисциплине и ответственности, что в жизни крайне необходимо. Театр – это регулятор жизни, лакмусовая бумажка на долгие годы. Наш девиз «Чем больше делаешь – тем больше успеваешь!» действует безотказно особенно на родителей, которые собираются забрать ребенка из студии только потому, что ребенок не успевает делать уроки. В результате доверительной беседы и родительской настойчивости ребенок не только справляется с уроками и остается артистом в театре, но и успевает освоить еще какой-нибудь вид творческой деятельности. Ведь это коллектив, где один за всех и все за одного! Кстати, это еще один наш девиз.

Также занятия в театре требуют от актера огромной работы над собой. Особенно чуткое понимание литературных произведений, предназначенных для постановки в театре, развитая фантазия, богатое воображение, выразительная и четкая речь, умение достойно держаться в обществе позволяют донести свои знания и убеждения до слушателей. Важно, что у каждого есть возможность выбора героя под себя и принятия своих возможностей.

Дети, выбравшие театр кукол, не стесняются своей привязанности и увлекаются процессом оживления неживых персонажей. В сущности, театральная кукла – это музыкальный инструмент. Есть такая наука – кукловождение. Она необходима, как музыкальная грамота музыканту. Это такая же рутинная, многократно повторяющаяся работа, как гаммы и этюды. Однако можно виртуозно овладеть кукловождением, но в кукле так и не зазвучит музыка. Вот тут и начинается великий поиск золотого ключика.

Театр, в котором играют дети, имеет свои педагогические задачи. Творческие замыслы педагога подчиняются личностным желаниям и возможностям юных актеров. Дети не подвергаются отбору, важно их желание прийти на занятия и попробовать свои силы в любых концертных номерах. Именно желание создает чудеса. Казалось бы, ребенок не сможет сыграть то, что очень хочет, но он готов трудиться и преодолевать свои угловатость, косноязычие, плохую дикцию, неловкость и слабость рук. А другой просто создан для этой роли, но ему все дается легко, поэтому работать он не хочет. Важно дать этот шанс тому, у кого есть желание. И пусть замысел спектакля не будет воплощен в той мере, как хотелось бы, но ребенок счастлив: он смог, он сделал, он сегодня допрыгнул до своей планки. Но в следующий раз его ждет сюрприз: результат станет настолько высок, что даже педагог не ожидал такого от этого трудяги. Поэтому у нас нет солистов. Или солистами являются все!

Кроме кукловождения ребята занимаются пластикой. Кукла, как известно, прежде всего разговаривает своим телом. Наши куклы сшиты из ткани, они не могут изменять выражение лица, но способны менять положения рук, ног, тела, головы, то есть они должны быть очень пластичны. И тогда можно сыграть даже оттенки какого-либо переживания. Поэтому юному актеру необходимо чувствовать собственное тело, чтобы научить этому куклу. Раньше мы этого не знали и вставили в одну из первых своих кукол штырь, чтобы держалась голова. И кукла, что мы с ней только ни делали, оставалась просто куклой, пока этот штырь случайно не вылетел! И тогда мы вдруг увидели, что кукла ожила! Но это серьезная ответственность, нужно быть очень внимательным, потому что если случайно отпустишь голову куклы, то куклы нет, ее голова ужасно, неестественно, страшно и мертво повиснет.

И, конечно, сценическая речь! Без речи нет актера. У нас есть и бессловесные номера. Только речь остается основным требованием в театре. Артикуляционная и дыхательная гимнастика, речедвигательные упражнения с различными предметами и скороговорками – это необходимо ребятам даже для обычной жизни и собственного здоровья. Уверенно и красиво говорящего человека и услышат, и увидят, и заметят.

Но самое главное, конечно, – духовное воздействие театра. Ведь выбор сделан ребенком самостоятельно, осознанно. Большая группа людей работает на общий результат, который не сразу получается. Постоянная внутренняя работа над ролью заключается в том,чтобы не осудить героя, а понять, найти в самом отрицательном образе добро и свет. А в нашем театре это еще и работа с театральной куклой на сцене. Кукла помогает более глубоко проникнуть в смысл произведения и разобраться в поступках конкретного героя, потому что в руках оказывается реальный литературный образ, который нужно оживить. И ребенок будет стараться бережно и трепетно, пусть не сразу, осознать всю мощь своей личной ответственности за эту хрупкую кукольную жизнь. Не чудо ли? И появятся и внимание, и чуткость, и нежность, а главное – любовь. И кукла ответит тем же: стеснительного ребенка выведет на сцену, поможет что-то сказать – это ведь не он говорит! – спрячет за собой, и смотришь, ребенок говорит, радуется своим успехам, а кукла начинает жить в его руках. Ребенка, привыкшего к лидерству, кукла научит быть скромнее, потому что первенство на сцене принадлежит ей. А еще надо отдать кукле и голос, и пластику, и даже собственное сердце. Кстати, научиться отдавать – немаловажная задача образовательного процесса.

Кукла и лень прогонит. Ощущения собственного успеха сделают свое дело, и ребенок, не желавший учить большой текст, вдруг выучит его непроизвольно, просто потому что увлекся игрой. Грубость тоже подвластна кукле. Ребенок, наблюдая в зеркале свои резкие, неаккуратные, неделикатные, а поэтому «мертвые» действия с куклой, вдруг становится мягче, нежнее, тише. Словно прислушивается к кукольному дыханию. Редкое сердце может не тронуть такое преображение детской души!

И вот именно в такой работе, которая происходит с каждым нашим ребенком, отражаются цель и результат, к которым идет большая команда единомышленников. Нельзя останавливаться, а стоит постоянно набирать обороты, чтобы двигаться дальше и достигать вершин, которые раньше были нам недоступны.

Милана АДАМЯН, заместитель директора по воспитательной работе и социализации школы №1257;

Оксана КОЛАБСКАЯ, педагог дополнительного образования школы №1257

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте