Экскурсия на молочно-животноводческую ферму по темам: “Влияние абиотических факторов на развитие животных”, “Породы сельскохозяйственных животных”.
Цель: ознакомить учеников с основными отраслями животноводчества и их развитием в районе, с породами скота, разводимыми на фермах района, условиями содержания животных.
Порядок проведения экскурсии.
Мероприятие проводят в два этапа: знакомство с фермой и трудом работающих на ней животноводов и выполнение практических работ по определенному заданию. Во время первого этапа ученики, надев халаты и продезинфицировав обувь на специальных ковриках из опилок, пропитанных раствором креолина, занимают указанное место на ферме. Они слушают вступительную беседу заведующего фермой или зоотехника об основных отраслях животноводства в данном хозяйстве, о породах коров, разводимых на ферме, их продуктивности. Содержание беседы раскрывает следующие вопросы: условия содержания животных в животноводческих помещениях; режим кормления скота; уход за животными; отбор молодняка и его воспитание; охрана окружающей среды от загрязнения. Прежде всего обращается внимание ребят на основные факторы нормального развития животных: помещение для содержания скота должно быть теплым, температура в нем поддерживается относительно постоянная (в зимнее время 8-120С). Объясняется это тем, что в холодных помещениях животное поедает больше кормов, продуктивность его снижается, оно становится предрасположенным к различного рода заболеваниям, в том числе и к простудным.
Второй фактор нормального развития и сохранения здоровья животных – свет. Естественный солнечный свет способствует лучшему росту и развитию животного организма. Попадая на кожу животных и корма, солнечные лучи убивают огромное количество микроорганизмов. При недостаточном освещении животные хиреют, организм их ослабевает и продуктивность резко снижается. Особенно большое значение имеет свет для молодняка, недостаток света в помещении ведет к заболеванию туберкулезом, рахитом и т.д., часто развивается малокровие. Естественная освещенность помещений фермы зависит от чистоты окон, окраски стен и потолков.
Третьим фактором нормального развития животных является чистый и сухой воздух в помещениях. С этой целью фермы оборудуют вентиляцией, устраивают специальные стоки для навозной жижи, проводят регулярную уборку помещений.
Молочные коровы нуждаются в большом количестве воды. Поение животных производится из групповых поилок. Чтобы обеспечить поддержание тепла, скот содержат на глубокой несменяемой подстилке.
После того как ученики ознакомились с условиями содержания животных, останавливаются более подробно на их кормлении. В рационе животных должно содержаться достаточное количество углеводов, жиров, белков. Ребятам рассказывают о роли этих компонентов в питании животных. Рационы должны состоять из силоса и корнеплодов, сена, сенажа, соломы, смеси концентрированных кормов и необходимых минеральных добавок.
Во время второго этапа экскурсии ученики приступают к выполнению практической работы по заданиям, предложенным преподавателем.
Задание 1-му звену:
1. Ознакомиться с различными породами коров, которые содержатся на ферме, записать название пород.
2. Сравнить (по внешнему виду) породы животных и указать их различия.
3. Выяснить продуктивность лучших коров (по надоям молока и его жирности, по массе), используя таблички-паспорта, прикрепленные над стойлами животных.
Задание 2-му звену:
1. Изучить условия содержания молодняка, ответив на следующие вопросы:
а) К чему приводит размещение животных в холодных помещениях (ниже 80С)? Почему скот содержат на глубокой несменяемой подстилке?
б) Что происходит с животными при недостаточном освещении?
в) С какой целью фермы оборудуют вентиляцией, стоками для навозной жижи?
Каждое звено индивидуально выполняет свое задание, данные записываются в блокнот.
Подведение итогов экскурсии. Проводится конференция, на которую ученики представляют отчеты о выполненной работе. Проведение экскурсии способствует углублению интереса к сельскохозяйственному труду, осуществлению связи обучения с жизнью, глубже раскрывается содержание общебиологических понятий, показывается, как общебиологические знания находят применение в сельскохозяйственной практике.
Вячеслав МАКАРЕНКОВ
Орехово-Зуево,
Московская область
Комментарии