search
main
0

В гости к хамелеону. Музей как дополненная реальность

– Тебе что больше в музее понравилось? – не дожидаясь ответа приятеля, взъерошенный голубоглазый мальчик лет восьми затараторил: – Мне – большая белка, которую нужно покормить: она рот не открывает, если не то ей суешь. А еще силомер: видел, как дядька бахнул по нему, сразу удар в 86 килограммов? Медведь, конечно, сильнее бьет, но все равно круто! – А мне понравилось по лабиринту бродить, хотя я его первый раз медленнее, чем крыса, прошел, – степенно поддержал беседу юный сеньор-«профессор» с круглым серьезным лицом. – И следы животных интересно было угадывать, я теперь могу по скорлупкам съеденных орехов кедровку от долгоносика отличить. Надо в лес с папой сходить, проверить… Каждый посетитель нового интерактивного образовательного центра Дарвиновского музея «Познай себя – познай мир» может найти экспонаты по своим интересам. Ведь на сравнительно небольшой площади (192 кв. м) здесь собрали более 30 высокотехнологичных естественно-научных комплексов. Как минимум два часа реалистичного погружения в богатый телесный мир человека и матушки-природы пролетят незаметно, и, главное, даже младшеклассник может его совершить абсолютно самостоятельно.

Это, конечно, надо видеть своими глазами: здесь пиршество виртуальных технологий переплелось с наглядными, реалистически выполненными, словно живыми объектами. Над мультимедийными панелями свисает крона березы, из стеклянного пола на тебя глядят ежик, выхухоль, сонный сом, живущие среди камней, коряг, грибов и растений. Но здесь позаботились даже о невидящих посетителях – для них приготовлены тексты на языке Брайля, крупные бронзовые модели растений и много тактильных экспонатов. Например, модель ясеня, которую не отличишь от настоящего дерева, можно потрогать не только снаружи, но и изнутри – из него, как из шкафа, выдвигаются ящички, в одном из которых натуральная кора. Да и экспонаты, связанные с уровнями звука и распознаванием запахов, будут одинаково интересны всем посетителям. Про раздолье для глаз и говорить нечего – тут тебе и сенсорные экраны, и управление с помощью кинект-технологии (жестов), и дополненная реальность, когда создается иллюзия, что держишь в руках мышь или зайца, и трехмерная видеомодель. Собственно, весь центр – это дополненная реальность, когда на выхваченные кусочки природы наложили «умные» технологии. Все их опробовали и оценили самые лучшие эксперты на свете – дети из числа постоянных посетителей Дарвиновского музея. 4-классницы московских школ Вика и Аня почти в один голос заявили мне:- Здесь все удобно, понятно и интересно, мы так в анкете и ответили. Экспозиция центра условно делится на три части. В разделе «Познай себя», посвященном человеку, можно собрать магнитный скелет, увидеть в микроскоп строение всех внутренних тканей, узнать жировой индекс своего тела (думаю, это особенно заинтересует мам юных исследователей), сравнить собственное индивидуальное сердцебиение с пульсом братьев наших меньших.  – А у меня сердце бьется почти как у дельфина! – сообщила мне симпатичная девочка, глядя на экран большой мультимедийной панели. – И в три раза быстрее, чем у слона. А послушайте, как оно колотится у колибри!Действительно: звук частый-частый, как трепетание крыльев. Еще бы, в полете ее сердце издает 1100 ударов в минуту, что более чем в десять раз чаще, чем у человека.Так незаметно подходишь к разделу «Единство всего живого», в центре которого динамическая 3D-модель клетки. Это сфера-экран, на которую проецируются процессы, происходящие в клетке. Рядом мониторы с массой интереснейших компьютерных программ. Например, виртуальная лаборатория, в которой можно определить, кому из вымерших животных принадлежит ДНК, взятая из кусочка нарисованной на экране кости. Но самый грандиозный экспонат раздела – комплекс «Биосфера». Вот я движениями рук раскручиваю Землю, приближаю к себе, вот «ныряю» в океан, «выпрыгиваю» на сушу. С некоторыми нашими соседями по планете могу даже пообщаться – в зависимости от моих жестов ехидна зарывается в землю, а летучая рыба выскакивает из воды.  Наигравшись во властелина Земли, погружаюсь в знакомую и близкую природу Москвы и Подмосковья – это уже раздел «Познай мир». Здесь больше всего реалистичных экспонатов, именно тут гигантские муляжи березы и еще 11 видов деревьев и стеклянный пол с обитателями леса, луга, болота, речки. – Это все делали сотрудники музея, – приоткрыла тайну, видя мое восхищение, заведующая отделом экологии и охраны природы Ольга Гвоздева. – Например, муляжи грибов и растений создал сотрудник музея Геннадий Курилин – он сам освоил технологию, делая слепки с натуральных объектов. Чучела тоже изготовили наши таксидермисты. Два последних года они, по сути, работали только на центр. А компьютерщики музея писали мультимедийные программы для цифровых комплексов.  Что и говорить, центр – чудо мультимедийных технологий, пока не имеющее аналогов в отечественных музеях естественно-научной направленности. Не зря его открыл московский мэр Сергей Собянин. Приятно, что Дарвиновский музей при финансовой помощи столичного правительства в лице двух департаментов – культуры и науки – сделал юным москвичам подарок и приурочил его открытие аккурат к началу учебного года. А началось все четыре года назад с идеи и инициативы директора музея Анны Клюкиной, которые основывались на ярких личных впечатлениях.- Я была на Европейском форуме музеев в маленьком немецком городе Бремерхафене, и меня поразило то, что там всего четыре улицы, но в городке есть огромный интерактивный образовательный центр, посвященный физике, – поделилась с нами Анна Иосифовна. – А в расположенном неподалеку Бремене образовательный центр еще больших размеров, уже из двух огромных зданий. В Галерее эволюции в Париже, которая мне очень понравилась, тоже открыли подобный образовательный центр. И я поняла, что создание интерактивных образовательных центров – это мировая музейная тенденция, когда развлечение и образование идут рука об руку и все рассчитано на индивидуальное познание методом самостоятельного погружения в материал. Я вообще считаю, что музей – это идеальная форма современного досуга. Здесь интересно всей семье, и у каждого своя образовательная траектория. В результате я написала научную концепцию и создала рабочую группу, которая распределила работу над различными комплексами.Однако бездумно копировать дарвиновцам было просто неинтересно, поэтому экспонаты центра вовсе не механическая калька зарубежных аналогов. Многое придумывалось именно для их центра и, что самое интересное, изготавливалось только отечественными производителями (кроме разве что тачскринов). Этот негромкий, но реальный патриотизм столкнулся с большими трудностями и все же доказал свою «конкурентоспособность».Но, повторюсь, идея, дизайн (уникальное художественное решение центра создано заслуженным художником России Александром Коновым), большинство компьютерных программ, муляжей и чучел – дело талантливых умов и рук сотрудников Дарвиновского музея. А еще его руководство сделало все, чтобы музей был признан одним из самых оснащенных музеев страны: здесь уже несколько лет как обзавелись системой обучающих гидов-путеводителей, 3D-кинотеатром, цифровым планетарием и прочими высокими технологиями. А в 2010 году открыли одну из первых в России интерактивных научных экспозиций – «Пройди путем эволюции», о которой «УГ» уже писала. …Всех гостей центра встречает и провожает хамелеон. Он, как и все тут, интерактивный. Сначала не спеша вылезает на ваш зов, потом начинает корчить рожицы, высовывать язык и махать в ответ лапой. Все для того, чтобы продемонстрировать свою фотогеничность (стенд вас непременно запечатлит в компании с этим чудиком). Вы, может быть, и не очень себе на снимке понравитесь, зато у вас будет портрет звезды центра! Тут же вы можете отправить изображения к себе на электронную почту, и долго еще будете вспоминать приключения в московских джунглях.фото автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте