12 апреля в Государственной Думе РФ прошли парламентские слушания «Инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья в России: проблемы отрасли и общества».
Как отметила председатель общественной организации «Всероссийское педагогическое образование», профессор, доктор экономических наук Валентина Иванова, подписав Конвенцию по правам инвалидов в 2008 году, Россия присоединилась к большому числу стран, считающих неприемлемым отчуждение людей с ограниченными возможностями здоровья, лишение их возможности участвовать в социальной и экономической жизни общества.
По мнению Валентины Ивановой, инклюзивное образование играет важную роль как для общества, так и для самих детей с ограниченными возможностями. «Если образовательная отрасль задает вопрос «как это делать?», то общество задается вопросом «зачем это делать»? Здесь без обоюдного взаимодействия не обойтись, социальный эффект возможен при диалоге», – подчеркнула профессор.
«Как представитель общественной организации я сделаю акцент на необходимости работы с населением. У нас, к сожалению, большей частью отсутствует правильное понимание обществом истинных целей инклюзивного образования. А отсутствие понимания рождает мифы и слухи. В этом плане необходимо развенчание следующих мифов: ребенок с ограниченными возможностями станет изгоем в школе; ребенок с ограниченными возможностями всегда девиант, который взбудоражит класс; родители здоровых детей начнут забирать их из классов с инклюзивным обучением – педагоги будут ориентироваться на слабых, поэтому, качество образования резко ухудшится; учителя будут некомпетентны в оказании инклюзивных образовательных услуг», – добавила Валентина Иванова.
Она отметила, что инклюзивное образование должно быть четче вписано в правовое поле России. Это должна быть инициатива не отдельно взятых регионов и муниципалитетов, а законодательная мера общероссийского масштаба.
«Отрадно видеть, что инклюзивное образование упоминается в новой редакции законопроекта «Об образовании», но здесь мы согласны с нашими коллегами в том плане, что хотелось бы видеть правовое обеспечение инклюзивного образования в более широком объеме. Отдавая себе отчет, что в закон «Об образовании» невозможно внести абсолютно все вопросы, связанные с инклюзивным образованием, мы выступаем за создание на основе имеющейся правовой базы Федеральной целевой программы по инклюзивному образованию. Мы также убеждены, что вопросы образования детей с ограниченными возможностями в школе должны, помимо всего прочего, решаться школьным управляющим Советом, который должен быть крайне заинтересован, чтобы это направление развивалось. Совет может и должен решать, какой процент детей с ограниченными возможностями может учиться в данной школе, а, главное, вести мониторинг состояния адаптации таких учеников в классе, возникающих проблем и искать пути их решения. Такая открытость значительно снизит страх перед внедрением нового типа образования», – сказала профессор.
Валентина Иванова также подчеркнула, что вопрос доверия к инклюзивному образованию – это и вопрос подготовки педагогических кадров. Отдельно стоит рассмотреть вопрос обучения основам инклюзивного образования при подготовке педагогов в вузах и, конечно, чтобы инклюзивное образование входило в систему повышения квалификации педагогов. Ведь одновременно работать с классом и учитывать особенности присутствующих в нем детей с ограниченныи возможностями, по словам Валентины Ивановой, может далеко не каждый педагог.
По материалам www.er.ru
Фото www.er.ru
Комментарии