После длительного перерыва режиссер вновь возвратился к экранизации русской классики, так хорошо ему удававшейся. На этот раз в основе сценария рассказ «Солнечный удар», написанный Буниным в 1925 году в Приморских Альпах. Произведение очень короткое, оно занимает всего 4 с половиной страницы, и в его сюжете минимум действия, большая половина рассказа – размышления главного героя (у него нет даже имени, он просто «поручик») о внезапно настигшей его настоящей любви. К большому сожалению, о том, что она настоящая, герой понимает поздно, когда героиня (тоже безымянная, «прекрасная незнакомка») уезжает к своему мужу и дочери.
В сущности, экшена как такового нет: случайная встреча на пароходе, плывущем вверх по Волге, вспыхнувшая одновременно в обоих героях страсть – внезапно настигший героев «солнечный удар», единственная проведенная вместе ночь (он и она принимают решение сойти с парохода в небольшом уездном городе и провести ночь в гостинице), отъезд героини и переживания героя. Все это скупыми, по-бунински емкими фразами. Подробности знакомства, нескольких часов, проведенных поручиком и незнакомкой вдвоем, автор сознательно оставляет за кадром, показывая читателю лишь верхушку «айсберга». В рассказе всего два коротких диалога и один длинный внутренний монолог.
Экранизировать такое произведение непросто, – тем серьезнее ответственность сценариста и режиссера – дописывать Бунина и трудно, и опасно. Но, по-видимому, и очень заманчиво: в финале автор говорит, что в течение одного дня герой прожил целую жизнь – встретил любовь, насладился счастьем и потерял его. Рассказ заканчивается тем, что герой смотрит в зеркало и видит себя постаревшим на 10 лет.
Сценарий писался долго. Работу над ним начал Владимир Моисеенко. После того как он ушёл из жизни, Никита Михалков обратился за помощью к Александру Адабашьяну. Михалков принципиально утвердил на главные роли незнакомых публике актеров, он не хотел, чтобы в картине мелькали известные лица. В эпизодических ролях и массовых сценах снимались непрофессиональные актеры, в том числе и жители Гороховца.
Действие рассказа, как и большинства произведений Бунина, созданных в эмиграции, разворачиваются в дореволюционной России. И с натурными съемками у Никиты Михалкова проблем не было – небольшой старинный город Гороховец мало изменился с 19 века. Костюмерам достаточно было нарядить массовку в одежду начала 20-го века, и возникала полная иллюзия достоверности. В Павлове на Оке Нижегородской области снимался эпизод «бегства с корабля» и поездка на извозчике в гостиницу (кстати, павловчане уже имели возможность наблюдать работу режиссера и даже сниматься у него – несколько лет подряд недалеко от города шли съемки «Утомленных солнцем»-2, а до этого некоторые, в том числе и сибирские, сцены «Сибирского цирюльника»). Волжский пейзаж на этот раз был заменен Окским, не менее привлекательным и живописным.
Для жителей двух провинциальных городов приезд группы актеров и всемирно известного режиссера, участие в съемках, да и просто возможность видеть работу кинематографистов стали событиями из ряда вон выходящими. Для многих они послужили толчком к чтению Бунина. Люди зрелого возраста пошли в библиотеки, а молодежь устремилась к интернету в поисках текста рассказа. В Павлове и Гороховце уже многие перечитали не только «Солнечный удар», но и другие бунинские произведения. Нет сомнения в том, что после выхода фильма Никиты Михалкова на экраны творчество Бунина станет интересно значительной части российской публики. Всплеск читательского интереса отмечается после каждой экранизации. Думаю, что имя режиссера тоже сыграет свою роль – после Михалковской картины читателей будет еще больше. И уже только за одно это стоит сказать спасибо Никите Сергеевичу.
Фото Антона Анкудинова и Лидии Ерофеевой
Комментарии