Осталось несколько часов до завершения проекта в школе №19 города Заполярный Мурманской области. Десятиклассники всю рабочую неделю занимались преображением школьной лестницы, визуальной и игровой методикой танца и театра, форум-театром и дизайн-исследованием.
— Самое классное было — красить стены, делать ладошки, — делятся впечатлениями десятиклассницы. Еще ученицам двух разных классов понравилось работать в одной команде. Девушки отмечают, что классы подружились между собой. Школа №19 — профильная и сюда приходят страшеклассники еще из двух образовательных организаций города.
Учитель русского языка и литературы, завуч школы Любовь Гордейчук, участница Всероссийского конкурса \”Учитель года России\”-2014, подчеркивает, что работа в проекте стала для ребят своего рода командообразующим тренингом, который пришелся на начало учебного года. Учитель географии Екатерина Огородова, участница Всероссийского конкурса \”Учитель года России\”-2016, считает, что инициатива пришла в школу вовремя – в октябре здесь отметят 50-летний юбилей образовательной организации.
— Школе нужны перемены. Мы все это понимаем и чувствуем, а еще мы увидели, что наши дети хотят и могут заниматься творчеством, — говорит учительница, вглядываясь в цветные ладошки нынешних десятиклассников.
\”Красиво здесь!\” — восклицает второклассница Вика, которая торопится в библиотеку, но все-таки усаживается на скамеечку с цветными подушками. \”Розовый, оранжевый, зеленый\”, – перечисляет она. Через несколько минут приходит с вещами, чтобы одеться и пойти домой. В зеркало смотрится с удовольствием и улыбается, спрашивает у взрослых учениц: \”Это ведь красками сделали?\” В эти дни в школе не только рисовали, но и пилили, строгали, использовали дрель, клей, фанеру, танцевали, играли, создавали декорации и общались.
— Даже не знаю, что у детей получится. Пока я не смотрю даже, жду вечера, чтобы ребята сами все представили на подведении итогов, — говорит директор школы №19 Татьяна Меркушева.
В школе заботятся о пространстве и оснащении, а фасад здания украшен граффити с белыми медведями. Город Заполярный находится на Крайнем Севере. Зима с полярной ночью, суровый климат, холодное лето и долгая зима — те условия, в которых живут люди, учатся дети. Так что привнести в школьное пространство свет, комфорт, создать ощущение уюта и теплоты — эта одна из задач школы, которую в этом году решает с помощью проекта \”АРТ-ЛАБ\”.
Дизайнер Мария Заборовская предложила участникам поработать с визуальной составляющей и средой. В результате появился проект, который расположился в двух холлах второго этажа. В одном конце появилась выставка минералов — до этого они не привлекали внимания школьников, а в другом конце холла создан скандинавский уголок для отдыха и чтения.
\”В школе не хватает пространства для отдыха!\” – уверены десятиклассники, которые голосованием выбирали проекты, воплотившиеся в жизнь. Дарья Кононец, куратор проекта, подчеркивает, что специалисты, работающие со школьниками, идут за интересом детей. В этот раз дети сконцентрировались на преображении пространства, а также работе в театральной и танцевальных группах. Для многих из них работа с телом и театральные поиски себя — это тоже расширение внутреннего пространства и поиск ресурсов для творчества. Группа хореографа Катарины Ивы Нагель обсудила за эти дни вопрос о том, как можно изменить школу с помощью танца и театра. Школьники познакомились с визуальными и игровыми методиками танца и театра. В течение недели они учились рассказывать историю при помощи движения и исследовать, как пространство влияет на настроение и характер движений. Что из этого получилось – станет известно на вечерней презентации проекта, которую ждут учителя и школьники.
Роман Александров – театральный художник и режиссер – познакомил свою группу с форум-театром.
— Форум-театр — тот самый случай, когда можно рассказать то, чего никто не слышит, дать голос историям, живущим, как рыбы, в глубине каждого и молчащим. Когда впервые открываешь эту дверь — становится очень страшно, но чем дальше ты идешь, тем смелее становишься, – не сомневается Роман.
Пока известно, что для постановки десятиклассники выбрали тему любви. Вдохновил школьников Шекспир. Новую трактовку \”Ромео и Джульетты\” еще предстоит увидеть зрителям. Среди них будут и родители.
Напомним, \”АРТ-ЛАБ\” стал продолжением проекта \”Неделя Перемен\”, который в 2017 году был успешно реализован в восьми городах Северо-Западного федерального округа России. Организаторами проекта тогда и сейчас выступили Гёте-институт в Санкт-Петербурге, а также музейный фестиваль \”Детские дни в Петербурге\”. Время проведения — сентябрь — октябрь 2018 года. В течение недели в каждой школе, прошедшей конкурсный отбор, проходят занятия по трем направлениям: \”Социальное взаимодействие\”, \”Другое пространство\”, \”Визуальные перемены: архитектура и дизайн\”.
Команда проекта — это четыре творческих педагога: один из Германии, два из Петербурга или Москвы, один – из города, принимающего проект, а также куратор инициативы. Проект призван продемонстрировать преимущества новой для российских школ и учреждений культуры модели взаимодействия, когда школьники становятся активными участниками процесса, самостоятельно принимающими решения, а взрослые выступают в роли вдохновителей и помощников. Организаторы ожидают, что ученики, учителя и администрация школы получат возможность по-новому осмыслить школьное пространство, сделав его объектом исследования и площадкой творческого процесса. Школа получит модель проведения проекта с привлечением творческих педагогов, которая может быть в дальнейшем самостоятельно использована образовательной организацией.
Участниками проекта \”АРТ-ЛАБ\” в этом году стали школа №1 города Олонца в Карелии, школа № 6 с углублённым изучением иностранных языков Северодвинска, школа № 26 Вологды, школа № 19 города Заполярный Мурманской области, а также две школы Петербурга – № 238 с углублённым изучением английского языка Адмиралтейского района и лицей № 64 Приморского района.
В северодвинской школе творческие итоги проекта подвела 14 сентября. Вместе с приглашёнными режиссёром, хореографом, художником и архитектором школьники также реализовали свои идеи по изменению пространства школы и территории вокруг неё.
— Участие в этом проекте позволило раскрыть творческие возможности наших ребят. Школа стала площадкой для проведения подобных проектов на уровне города и региона. Учителя и ученики смогли реализовать собственные задумки. Более того, участники проекта узнали новое о творческих профессиях, – отметила педагог школы № 6 Галина Пантюкова.
Фото автора
Комментарии