24 воспитанника-билингва дошкольного образовательного учреждения села Кослан Удорского района Коми в скором времени покинут родной детсад. На протяжении всего пребывания в дошкольном учреждении занятия по коми языку с нынешними выпускниками с двухлетнего возраста проводились по технологии полного языкового погружения. Результатом обучения стало свободное владение воспитанниками как русским, так и национальным языком.
Эта попытка сохранения родного языка была предпринята коллективом сельского детсада после череды наблюдений за судьбой языка коми.
– Дома со своими детьми я всегда общаюсь только по-коми, но в других семьях, а также в школе, и в детсаду редко можно слышать речь на коми языке, – рассказала в интервью \”УГ\” заведующая детским садом села Кослан Галина Нифедова. – Это нас и подвигло к поиску путей решения сохранения родного языка.
Косланский детсад одним из первых в Коми включился в изучение технологии полного языкового погружения. Со временем дошкольное образовательное учреждение села стало республиканским ресурсным центром по обучению детей коми языку по данной инновационной технологии. Но в начале своего пути, в 2011-2012 учебном году, в Косланском детсаду в двух группах раннего возраста педагоги стали вести обучение коми языку по-новому – то есть весь день, находясь в садике, дети слышат только коми речь. Сегодня уже из девяти групп – восемь находятся в языковом погружении.
По словам воспитателей, сначала им сложно было полностью переключиться на общение с детьми на коми языке. В первые дни ребенку трудно было сориентироваться в происходящем, поскольку он не понимал (или же не всегда верно понимал) объяснения, интонацию, жесты и мимику педагога. Но постепенно малыши стали запоминать первые слова на новом языке.
Достижения детей в овладении коми языком фиксируются в языковом портфеле воспитанника, который заводится на второй год обучения. Педагоги групп раннего возраста и I младших групп ведут дневники наблюдений за развитием речи, где отмечаются первые самостоятельные слова, фразы, предложения.
Активное усвоение языка происходит в ходе национальных праздников и развлечений на коми языке, сценарии которых разработали педагоги. Большое внимание в учреждении уделяется проектной деятельности. В группах с языковым погружением проекты составляются и проводятся только на коми.
Сегодня в Косланском детском саду две старшие группы — в одной занятия ведутся по технологии полного языкового погружением, другая — \”обычная группа\”.
– Ребята из группы с языковым погружением более открыты, коммуникабельны, артистичны. Они исполняют песни на коми языке, сами сочиняют стихи, – делится своими наблюдениями Галина Игнатовна.
Как рассказала руководитель детсада, в следующем учебном году Косланский детский сад полностью переходит на обучение коми языку по технологии полного языкового погружения.
Фото из архива Косланского детсада
Комментарии