2019‑й в нашей стране объявлен Годом театра. Традиция театрального искусства одна из древнейших в России. Хотя за столетия своего существования она успела претерпеть множество изменений.
Балаган на площади и императорские театры
В Древней Руси актерские представления обычно бывали связаны с языческими или религиозными мистериями. С XI столетия возникла традиция скоморошества. Скоморохи представляли собой совершенно особую касту. Среди них были и певцы, и музыканты, и танцоры, и шуты, и дрессировщики медведей. Они выступали по праздникам на городских площадях, на ярмарках. Эти театрализованные представления назывались балаганами. Феномен балагана до сих пор очень тщательно исследуется культурологами и театроведами.
Лицедейство считалось «небогоугодным» занятием. Были даже времена, когда артистов хоронили за оградой кладбища. Хотя уже в XVII веке при дворе Алексея Михайловича появился первый царский театр, созданный по европейскому образцу. Тогда же возникли и первые крепостные театры. Как правило, их держали близкие ко двору бояре. В репертуар входили по большей части пьесы иностранных авторов и композиторов. При Петре I на Красной площади воздвигли особую «комедийную храмину», где выступали в основном иноземные труппы.
При Елизавете Петровне были организованы императорские театры, на подмостках которых выступали и иностранные, и русские артисты. Кстати, иногда туда попадали и крепостные актеры, которые благодаря театральной карьере получали вольную. Одним из них оказался знаменитый Михаил Щепкин. Настоящей звездой своего времени стала еще одна крепостная актриса – Прасковья Ковалева-Жемчугова из труппы графа Николая Шереметева.
В XIX столетии наряду с произведениями западноевропейских авторов на театральной сцене ставились пьесы Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Островского и других отечественных литераторов и драматургов. Если в эпоху Средневековья театральные представления служили потехой для простого люда, то теперь театр посещали в основном представители высших сословий.
Соцреализм и кабаре
Незадолго до революции были созданы Московский художественный театр Станиславского и Немировича-Данченко, Камерный театр Таирова. Стала формироваться новая театральная эстетика, созвучная социальным преобразованиям.
После октябрьских событий театральное искусство в России переживало нелегкие времена. В условиях экономической разрухи людям оказалось попросту не до зрелищ. Впоследствии театр стал возрождаться уже в новых форматах. В частности, это были спектакли и представления пропагандистского характера, такие как пьеса В.В.Маяковского в постановке Вс. Мейерхольда «Мистерия-Буфф», впервые поставленная в Театре музыкальной драмы в ноябре 1918 года. В годы нэпа популярность обрели театры-кабаре, где можно было и провести время, и посмотреть представление.
Жесткая советская цензура не способствовала развитию театра. Шли активные гонения на талантливых актеров и режиссеров, идущих «не в ногу» с властью. Многие из них вынуждены были уехать за границу или подверглись репрессиям. Так, одним из самых позорных и драматических событий в истории советского театра стало замаскированное под ДТП убийство в 1948 году сотрудниками МГБ актера и режиссера Соломона Михоэлса.
В 60‑е на фоне «оттепели» открылся знаменитый московский Театр на Таганке под руководством Юрия Любимова. Его постановки характеризовались отходом от социалистического реализма и выдвижением на первый план поэтики и символики. Правда, закончилось все это для Любимова эмиграцией…
Столичные, домашние, провинциальные…
Конец 80‑х – начало 90‑х стали не лучшим временем для российского театра. Людей волновали в первую очередь проблемы выживания, да и билеты на спектакли, тем более в Большой или МХАТ, стоили дорого.
На рубеже XX и XXI столетий началось, нет, пожалуй, не возрождение, а скорее новый этап в истории российского театра. И одной из тенденций явилось увеличение количества самих театров. Стали возникать различные частные и альтернативные театральные площадки.
Нельзя не упомянуть и о феномене провинциальных театров. Несмотря на все бури, постигшие страну, им удалось уцелеть. «Здесь, в отдаленных театрах России, рождаются потрясающие спектакли, играют весь свой век изумительные актеры, но они никогда не войдут в театральную летопись, – констатирует театровед Лев Алабин. – Так прожили жизнь театр Монастырского в Волгограде, Саратовский ТЮЗ Киселева…»
Веяния времени
Театров стало много, поэтому им приходится бороться за зрителя, изобретая новые формы подачи материала. Один из способов – «модернизация» классики. Классические пьесы переписываются и играются на современный лад. Так, молодежный питерский Этюд-Театр ставит пьесы Чехова, в которых герои носят джинсы и кеды и расхаживают по сцене с мобильниками. В спектакле «Ромео и Джульетта», поставленном в Театре на Литейном режиссером Галиной Ждановой, легендарные шекспировские влюбленные ведут себя как обычные современные подростки – развязно держатся, стильно одеваются, танцуют под современные хиты…
Хорошо это или плохо? Тут расходятся мнения и критиков, и зрителей. Одни уверены, что «переписывать» классические произведения недопустимо, от этого они теряют свою культурную ценность. Другие – что все зависит от прочтения: если режиссеру удалось прочувствовать суть произведения и передать свое ощущение зрителям, такая подача имеет право на существование. Ведь люди остаются теми же, что и во времена Шекспира или Чехова, их волнуют те же насущные вопросы…
В последние годы усилилась остросоциальная и политическая направленность спектаклей, идущих в российских театрах. Этим отличаются, например, постановки Константина Богомолова в МХТ. Остроактуальная направленность характерна и для театров «Практика» и «Театр.doc», которые стараются в своих постановках максимально отразить современную российскую действительность.
Еще одна заметная тенденция – так называемая новая драма. В таких спектаклях философские рассуждения о смысле жизни могут переплетаться с разнообразной «чернухой», нецензурной речью, «обнаженкой». Декорации там могут носить чисто символический характер, а актеры – одеваться в очень странные костюмы. Примеры – «Кислород» Ивана Вырыпаева, «Изображая жертву» Кирилла Серебренникова или «Ставангер» Константина Богомолова.
Интересная разновидность – документальные спектакли. Очень часто они проводятся даже не в стенах театров, а там, где присутствуют подходящие сцена и антураж. Так, недавно в Большом звездном зале Московского планетария состоялся показ спектакля «Моменты моря. Восемь мачт» с участием известной поэтессы Веры Полозковой. Перед зрителями развернулись реальные истории членов экипажей легендарных парусников «Крузенштерн» и «Седов». Четыре актера зачитывали текст на фоне трансляции видео под куполом зала.
Перформанс – это очень широкое понятие, выходящее за пределы театральной эстетики. Здесь могут присутствовать и музыка, и драма, и танец, и визуальные эффекты. Могут быть задействованы технологии мультимедиа. Пример – «Метаморфозы» Давида Бобе и Кирилла Серебренникова, постановки Дмитрия Волкострелова по пьесам Павла Пряжко.
Или взять тот же «БИКАПО» Германа Виноградова. В основе идеи его мистерии «Бикапония Небесного Леса» лежит использование первоэлементов Вселенной, таких как огонь, вода, металл, воздух… Из них в условиях закрытого пространства создаются видеозвуковые скульптуры. Реквизит – металлические конструкции, трубки различной длины и диаметра, зеркала, тазы, пластиковые бутылки с водой, газовые горелки, игрушки… И из всего этого рождается психоделическая симфония…
Финансы или традиции?
Итак, на встрече с председателем Союза театральных деятелей России Александром Калягиным Президент Российской Федерации Владимир Путин объявил грядущий 2019 год Годом театра. Это было с энтузиазмом воспринято театральными деятелями. Кто-то надеется, что здания театров будут наконец отремонтированы, кто-то – на финансовую помощь от государства, а кого-то волнует сохранение театральной культуры.
Художественный руководитель Малого театра Юрий Соломин считает: «Наряду с другими мероприятиями нужно уделить внимание сохранению русской театральной школы и национальных традиций. Для того чтобы проникнуться Чеховым, Тургеневым, Толстым, Достоевским и другими авторами, режиссеру нужен талант, а не формалистские решения и подтасовывание драматургии под сегодняшний день».
А вот директора Театра Наций Марию Ревякину волнует совсем иное: «Безусловно, мы ждем, что в Год театра удастся разрешить проблемы театров малых городов России. Очень важна программа президента, направленная на поддержку театров для детей, потому что все начинается именно с детства».
Как хочется, чтобы надежды оправдались!
Следить за событиями Года театра можно на портале: 2019.culture.ru.
Комментарии