search
main
0

В дурмане «Омута любви». Жестокий романс по мотивам повести Александра Куприна «Яма»

Все творчество Александра Куприна проникнуто и пронизано интересом, сочувствием и жалостью к судьбе маленького человека. Как и Достоевский, Куприн – мастер описания социального дна, жизни нищих и бродяг, захолустных трактиров и дешевых номеров провинциальных гостиниц. Только стиль его тонок и лапидарен. И если при чтении его рассказов и повестей помогает воображение, то в музыкальном спектакле – песни. А их в спектакле «Омут любви», поставленном в Московском государственном музыкальном театре фольклора «Русская песня» под руководством Надежды Бабкиной, немало. Ибо в них звучат все оттенки души русской – от надрывно-жалостливых до жестоких.

С благодарственных слов в адрес режиссера спектакля Анны Бабановой и всех его участников стоит начать рассказ о постановке, потому что принять такое смелое решение очень непросто. Сложно рассказать и представить жизнь обитательниц публичных домов, не скатываясь в избитый пошлый сюжет. Его в спектакле не было. А что же было? Был страшный, циничный, грубый, но самое главное – человечный и сострадательный рассказ о тех, кому, по словам героя Достоевского Мармеладова, «некуда пойти». Некуда пойти русским красавицам, рожденным на просторах Руси-матушки в нелюбви, проданным и пропитым родителями. Некуда пойти бывшим гувернанткам, которых обесчестили господа аристократы – «примерные отцы семейств». Некуда пойти и женам, которых сами мужья продают в рабство похоти, дешевой любви и разврата. Некуда пойти и соблазненным офицеришками, студентами, солдатьем и отродьем. Некуда, одна дорога только существует – публичный дом, заведение.А в заведении том поживает и царствует владычица душ юных и целомудренных Анна Марковна в блистательном исполнении Надежды Бабкиной. Дама циничная и беззастенчивая, и молодые девушки для нее товар, товар за большие деньги, особенно если те невинные. Хозяйке под стать ее экономка Зоя в исполнении Елены Прокловой – еще одна жемчужина спектакля. Ей, хромой и забитой жизнью, тоже некуда идти, она и служит патронессе заведения верой и преданностью.И живут, пьют, гуляют и веселятся в дурманном опьянении брошенные на произвол судьбы и мужским утехам юные души. Среди мутных зеркал, яркого бархата и плюша, отблесков старинных фотографий начала ХХ века (отдельная благодарность талантливой сценографии в исполнении Фемистокла Атмадзаса) бесстыдно соблазняют они пришедших клиентов всех возрастов, пожеланий и причуд: поручиков, студентов, стариков-сластолюбцев, околоточных – мастерство Даниила Спиваковского, исполнившего несколько ролей, выше всех похвал! Соблазняют в отмщение за свою загубленную на веки вечные жизнь.Пей, моя девочка, пей, моя милая,Это плохое вино.Оба мы нищие, оба унылые -Счастия нам не дано.(А.Вертинский)Пьют и гуляют, поют и гомерически смеются, но тут же жалеют и себя, и других, и всех своих обидчиков.Вацлав Воровский, революционер и литературный критик, в свое время очень точно подметил свойство всего творчества Куприна: «…я изображу вам мир отверженных вами, и вы увидите, что если в вашем обществе еще есть что-либо интересного и оригинального, так это именно то, что вы гоните от себя. Я буду рисовать тени жизни, и по этим теням вам ясно обозначится весь неприглядный контур вашего современного общества».Да, неприглядные тени жизни предстают перед взором читателей, но есть у героинь Куприна и светлая тень их чистых душ. Чистая душа звучит, когда девушки под песню на слова Якова Полонского «Мой костер в тумане светит» отпевают мученицу Женьку. Чистота души парит в воздухе, когда девушки хоронят подружку, стоя у ее могилы – постылой ямы. Тоска по чистой душе отзывается в сердцах каждой, когда на протяжении всего спектакля из граммофона доносятся звуки «Элегии» Ж.Массне. И их души возносятся, когда все они в белых платьях, рожденные для счастливых свадеб и чистой любви, выходят на поклон к зрителям.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте