search
main
0

В динамике и статике

Олег Сергеевич ГАБРИЕЛЯН родился в 1948 году в Самарканде. Закончил школу в Армении. Высшее образование получил в Краснодаре, где в 1971 году с отличием окончил Кубанский государственный классический университет. В 1981 году защитил кандидатскую диссертацию. Профессор кафедры естественно-экологического образования ИПК и ПРНО Московской области. Педагог более чем с 30-летним стажем работы в школе. Заслуженный учитель РФ, победитель конкурса «Учитель года -90», первый лауреат премии московской мэрии в области образования.

В 2005 году исполнилось 10 лет, как вышли в свет созданные мною учебники для 8-9 классов, успешно апробированные в школах Москвы, Калуги и Калужской области. Теперь с этим курсом работают около 80% школ Российской Федерации. Созданы учебники для 10-11 классов, причем как для базового уровня (1-2 часа в неделю), так и для естественно-научного профиля (3-4 часа в неделю). Учителя, выбравшие мой курс и поверившие в него, получили учебно-методический комплект, в который вошли: 5-томник «Настольная книга учителя химии», 3-томник «Химия в тестах, задачах и упражнениях», 4-томник «Проверочные и контрольные работы по химии», пособие для подготовки к ЕГЭ, пособие для абитуриентов, рабочие тетради и многое другое – всего около 30 книг. Комплект продолжает развиваться и совершенствоваться. Уже завершена работа над рукописью пропедевтического курса химии для 7 класса, который выйдет в издательстве «Дрофа» к следующему учебному году. Он, несомненно, будет способствовать подготовке учеников к изучению этой дисциплины в 8 классе. Также готовится к выходу в свет 4-томник «Химический эксперимент в школе».

Концепция моего курса химии основана на концентрическом подходе. Я постарался насколько возможно сохранить присущий русской школе высокий теоретический уровень и сделать обучение максимально развивающим. Было решено достичь этого путем вычленения укрупненной дидактической единицы, в роли которой выступает основополагающее понятие «химический элемент» и формы его существования.

Школьники должны усвоить простые истины:

– конкретное химическое соединение представляет собой звено в непрерывной цепи превращений веществ, оно участвует в круговороте химических элементов и в химической эволюции;

– законы природы объективны и познаваемы;

– знание законов химии дает возможность управлять превращениями веществ, находить экологически безопасные способы производства вещества и материалов и охраны окружающей среды от загрязнения;

– наука и практика взаимосвязаны: требования практики – движущая сила развития науки, которая служит интересам человека и общества в целом, способствует решению глобальных проблем современности.

Весь теоретический материал курса химии для основной школы рассматривается на первом году обучения, что позволяет ученикам более осознанно и глубоко изучить фактический материал – химию элементов и их соединений. Наряду с этим такое построение программы дает возможность развивать полученные теоретические сведения на богатом фактическом материале. В результате выигрывают обе составляющие курса – и теория, и факты.

Курс 8 класса включает два этапа. На 1 этапе, который можно назвать «Химия в статике», ученики изучают состав и строение веществ, а на 2 – «Химия в динамике» – химические процессы. Важно отметить, что свойства основных классов неорганических соединений – кислот, оснований и солей – они сразу рассматривают, исходя из теории электролитической диссоциации, а не так, как это было традиционно, – сначала на основе атомно-молекулярного учения, а лишь затем – в свете ионных представлений. Это позволяет дать сразу истинное представление о сущности химических реакций в растворах.

В курсе 9 класса вначале обобщенно раскрыты сведения о свойствах классов веществ – металлов и неметаллов, а затем подробно освещены свойства щелочных и щелочно-земельных металлов и галогенов. Заканчивается курс кратким знакомством с органическими соединениями, в основе отбора которых лежит идея генетического развития органических веществ от углеводородов до биополимеров.

Программа базового курса химии 10-11 классов отражает современные тенденции в школьном химическом образовании, связанные с реформированием средней школы. Курс рассчитан на 1-2 часа в неделю. Была проделана огромная работа по отбору содержания учебного предмета, и я надеюсь, что материал учебников 10-11 классов позволяет сохранить достаточно целостный и системный курс химии, который формировался на протяжении десятков лет в советской и российской школе и полностью соответствует стандарту химического образования базового уровня.

Для курса характерна внутрипредметная интеграция. Так, в 10 классе мы изучаем органическую химию, а затем в 11 классе – общую. Это позволяет сформировать у выпускников средней школы представление о химии как о целостной науке, показать единство ее понятий, законов и теорий, универсальность и применимость их как для неорганической, так и для органической химии, а также подготовиться к сдаче экзаменов.

Межпредметная естественно-научная интеграция позволяет на химической базе объединить знания физики, биологии и других школьных дисциплин в единое понимание естественного мира.

Наконец, интеграция химических знаний с гуманитарными дисциплинами помогает средствами учебного предмета показать роль химии в нехимической сфере человеческой деятельности. Это полностью соответствует идеям гуманизации и гуманитаризации обучения.

Программа курса химии для старших классов профильной школы предполагает, что изучение в 10 классе органической химии начинается с повторения важнейших понятий, с которыми ребята были ознакомлены в основной школе. Затем рассматриваются строение и классификация органических соединений, основу которой составляет современная теория химического строения с некоторыми элементами электронной теории и стереохимии.

Курс общей химии, который ученики по моему УМК изучают в 11 классе, ставит своей задачей интеграцию знаний школьников по неорганической и органической химии, чтобы помочь им сформировать единую химическую картину мира. Ведущая идея курса – единство неорганической и органической химии на основе общности их понятий, законов и теорий, а также на основе общих подходов к классификации органических и неорганических веществ и закономерностям протекания химических реакций между ними. Такое построение курса общей химии позволяет подвести учащихся к пониманию материальности и познаваемости мира веществ, причин его многообразия, всеобщей связи явлений.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте