В апреле 2023 года новый состав театральной студии «А» представил на зрительский суд спектакль «Чучело» по повести Владимира Железникова. Идея создания именно этого спектакля появилась три года назад, но пандемия внесла свои коррективы в работу. Актуальность и нужность произведения не смогли оставить равнодушными ребят из коллектива, и было приято решение поставить этот сложный, эмоциональный и глубокий материал.
Важно и то, что в постановке приняли участие ребята – волонтеры школьной службы примирения «Пазл доверия». Наша служба существует с 2014 года и не только активно помогает в разрешении конфликтов и восстановлении отношений между учениками, оказавшимися в сложной ситуации, но и реализует мероприятия по профилактике травли и буллинга в школе. В чем заключается профилактика? В первую очередь это, безусловно, информирование взрослых и детей, что о подобных ситуациях можно и нужно говорить. Важно изучать механизмы и общими усилиями «врачевать» заболевший травлей коллектив, поддерживать, слушать и слышать всех участников уже возникшей или намечающейся ситуации. Наши ребята создали видеосюжеты по этой теме, выступают на классных часах и родительских собраниях. И вот пришло время призвать на помощь, как известно, исцеляющее театральное искусство.
Повесть, написанная в 1970 году, остается актуальной и по сей день. Травля, или, по-новому, буллинг, – эта проблема остается в обществе и, к сожалению, с каждым годом становится глубже, страшнее и разрушительнее. На еженедельных встречах волонтеров школьной службы примирения, на кругах сообществ, проводимых ребятами в классах, на мероприятиях городского клуба юных волонтеров «Диалог дружбы» часто звучат подтверждения этого. Много травматических воспоминаний и у самих волонтеров. Кого-то не услышали, кто-то побоялся сказать и терпеливо ждал завершения, кто-то пытался сражаться, но всем без исключения было страшно и непонятно, что делать дальше, куда обращаться. Служба примирения, сообщество единомышленников, наставничество взрослых, поддержка сверстников и навыки восстановительного подхода могут стать тем самым шансом изменить ситуацию.
В названии повести «Чучело» автор передает отношение жестокого коллектива к непонятой им наивной, бесхитростной девочке с добрым и честным сердцем. Чучелом пугают птиц, и героиня действительно произвела переполох на своем «поле»: дети перепугались после признания Лены и переосмыслили свои поступки. Все тайное стало явным, участь Чучела отпугнула героев от бойкотов и прочих насильственных методов решения конфликта. Они начали бояться ошибки и других последствий травли.
«Круг сообщества» – одна из восстановительных программ, которая в отличие от медиации (примирительных встреч участников конфликта) проводится тогда, когда в конфликте участвуют более четырех человек или когда в коллективе возникает ситуация травли. Отличительными чертами программы являются наличие определенных принципов, этапов с заданной целью и правилами и, что важно, добровольное принятие на себя ответственности каждым участником круга за собственные предложения по улучшению ситуации. Представим, что у героев повести была бы возможность вместе со своими классным руководителем оказаться в таком круге, принять участие в программе. Как могла бы измениться ситуация, что случилось бы с их методами общения и взаимоотношениями?
Эти вопросы мы задали ребятам, которые стали зрителями «Чучела», и получили ответ, что, будь такие служба и программа в классе, где училась Лена, все действительно бы развивалось по-другому. Пусть долго и с сопротивлением (форма беседы для них необычная), но каждый голос был бы услышан, а это зачастую решение многих запутанных историй.
Главная проблема сюжета «Чучела» – детская жестокость, способность детей быть беспощадной силой, способной растоптать и уничтожить. При этом проблемами другой стороны становятся стремление выжить в коллективе, не перестать при этом быть добрым и честным, необходимость бороться и отстаивать свое право быть личностью.
Очень часто юным волонтерам службы примирения бывает сложно, ведь процесс восстановления отношений, климата в коллективе, период от сопротивления и желания действовать привычным агрессивным способом и у детей, и у взрослых долгий, вызывающий сомнение у сторонних наблюдателей. Очень важна в этот момент поддержка от взрослых и сверстников, поэтому в нашей службе мы придерживаемся принципа «равный равному», когда старшие и более опытные ребята, даже уже выпускники школы и «Пазла доверия», обучают и сопровождают вновь вступивших в ряды службы. Сообщество городского клуба волонтеров «Диалог дружбы» – ребята из разных школ и колледжей Москвы, а также сотрудники школьной службы примирения из других регионов, с которыми мы стараемся общаться, обмениваться опытом, генерировать идеи по развитию нашего общего дела, – тоже огромный ресурс друг для друга. Если проанализировать мотивы каждого из героев повести, то можно прийти к выводу, что дети оказались заложниками взрослых противоречий.
Часто агрессивное или авторитарное разрешение конфликта или реагирование на ситуацию травли от педагогов или родителей связано со страхами взрослых за детей, за то, что может произойти необратимое, надо быстро предпринять какие-то действия, всех остановить, все прекратить. Поэтому важной задачей службы примирения в школе является и помощь взрослым. Иногда необходимо просто обсудить, часто – провести восстановительную программу с их непосредственным участием и обязательно поделиться знаниями о техниках эффективной коммуникации и проведения примирительных встреч.
Театральной студии «А» и школьной службе примирения «Пазл доверия» удалось напомнить взрослым, как важно быть чуткими и внимательными к детям, чтобы вовремя помочь маленькому человеку справиться с проблемой, достигать близких и искренних отношений с детьми, чтобы не лишиться их дружбы и доверия, при этом всегда оставаться для них достойным примером. У волонтеров и юных актеров получилось вдохновить детей выбирать стратегию сотрудничества, когда это возможно, и ни в коем случае не бояться обращаться за помощью.
Алена ТОКМИЛЕНКО, Екатерина КЛИНКОВА, педагоги школы №1285
Комментарии