search
main
Топ 10
В новом учебном году введут единые подходы к начислению зарплат учителям Глава Минпросвещения назвал темы занятий «Разговоры о важном» на следующий учебный год В Рособрнадзоре напомнили о минимальных баллах ЕГЭ Как обновили школьную программу, рассказал министр просвещения В российских школах вновь появятся серебряные медали В российские школы могут вернуть уроки труда Главред Сетевого издания «Учительская газета» Никита Чудин выступил на Международном форуме «Диалог культур» Алтайскому госуниверситету – 50 лет: состоялась встреча первых выпускников В ОГУ стало известно имя нового руководителя вуза Президент РФ вручил государственные награды учителям и наставникам У кого хотят учиться: в Москве наградили лучших педагогов города Валерий Фальков назвал наиболее востребованные специальности для поступления в 2023 году Массовое внедрение федеральных основных образовательных программ пройдет в течение двух лет Стали известны место и дата проведения общегородского выпускного в Москве Эксперты подтвердили отсутствие утечки материалов ОГЭ и ЕГЭ в 2023 году Глава Минпросвещения встретился с учителями, награжденными Президентом РФ ОГЭ и ЕГЭ-2023: 24 мая глава Рособрнадзора расскажет об особенностях основного периода сдачи экзаменов Четыре правила по улучшению памяти перед экзаменами от преподавателей РАНХиГС Во Владивостоке построили образовательную часть культурного кластера Школьников по всей России обеспечат равным доступом к качественному образованию
0

В десятку по-мексикански. Прорыв в качестве образования возможен, если реформа затрагивает все школы

Так далеко и экзотично участники семинара Института образования НИУ ВШЭ «Актуальные исследования и разработки в области образования», пожалуй, еще не путешествовали… На этот раз благодаря докладчику его слушатели перенеслись в Мексику и изучили ее современные образовательные реалии. Правда, вместо поражающего воображение рассказа об уникальной латиноамериканской специфике эксперт Всемирного банка, президент Villa Aprendizaje (Learning Village, Mexico) Виктор А.Арредондо Альварес настойчиво говорил о том, как близка его национальная система образования к российской. Тем интереснее было понять, как в сходных условиях другая страна нашла способ быстро и точно оценить качество образования и осуществить внушительные реформы.

Похожие и разныеНа сегодняшний день, по словам Виктора Альвареса, мексиканская система образования сталкивается с целым рядом проблем, которые ставит перед ней сильное социально-экономическое неравенство. В такой ситуации образование неминуемо оказывается главным инструментом для восстановления баланса в обществе, обеспечения гарантий достойного уровня жизни. Кроме того, как отметил докладчик, Мексика как некогда достаточно закрытая страна должна теперь решать и задачу интеграции в глобальное образовательное пространство.Если говорить о сходстве Мексики и России в образовательном поле, то фактически, по словам Виктора Альвареса, характеристики базового образования идентичны в обеих странах на 100%. В то же время на уровне высшего образования РФ обладает более высоким уровнем развития и кооперацией. Если сравнить число занятых в высшем образовании, то в России, по данным докладчика, это порядка половины всех педагогических работников, в то время как в Мексике это лишь треть.Проблемы в мексиканском образовании схожи с проблемами многих стран мира. Для того чтобы их преодолеть, было решено создать систему оценки качества образования, которая помогла бы не только увидеть имеющиеся изъяны и сравнить систему национального образования с другими, но и создать индивидуальную модель собственного развития. И начать в Мексике решили именно с исследования высшего образования.В этих целях еще в 1989 году в стране была создана Национальная комиссия по оценке высшего образования (CONAEVA). В ее задачи входило определение процедур, структуры оценки и т. д. Уже на начальном этапе работы стало очевидно, что она требует участия не только правительства. По словам Виктора Альвареса, чтобы показать важность усовершенствований в образовании и сформировать в обществе готовность следовать за этими трансформациями, нужно было вовлечь в оценку качества образования как можно больше людей.Общественность поможетТак, в Мексике постепенно появилась целая система оценочных организаций различного уровня и состава. В том числе была создана Общественная ассоциация оценки и сертификации студентов, выпускников и специалистов (CENEVAL), а также независимое сообщество экспертов, осуществляющее внешнюю оценку деятельности факультетов вузов и качества их программ (CIEES). Кроме того, в стране собрали команду представителей государственных органов, университетских экспертов и образовательных лидеров и наделили ее полномочиями по анализу результатов самооценки образовательных организаций, планированию и выдвижению стратегических предложений по совершенствованию университетов, обеспечению их дополнительным финансированием (FOMES и PIFI) и т. д.Директор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина отметила, что включение в оценочную работу всех групп – от сообщества экспертов до членов правительства – представляет собой попытку налаживания настоящего диалога с обществом. И это, как показывает практика, значительно отличается от бытующей в нашей стране практики формирования подобных структур.Как уже было сказано ранее, под прицельный взгляд мексиканских специалистов прежде всего попало высшее образование. Его неоднородность и стала отправной точкой исследования. В итоге эксперты должны были разработать модель функционирования, которой могли бы следовать все университеты, при этом не теряя своей индивидуальной специфики.Для этого, по словам Виктора Альвареса, было решено в первую очередь зафиксировать, каков должен быть уровень развития учащихся, чтобы они могли более глубоко изучать отдельные дисциплины, какого уровня необходимо достичь каждой учебной программе или факультету, чтобы давать качественное образование, а также необходимо было изучить институциональный уровень образования в целом и понять, когда и при каких условиях образование может оказывать сильные положительные социальные эффекты и т. д.Это предполагалось сделать с помощью целого ряда методов, в числе которых оказались самообследование, а также внутренняя и внешняя экспертная оценка образовательных организаций.В контексте эффективностиВ итоге удалось разработать документ, который получил название «Национальная стратегия». Как отметил Виктор Альварес, стратегия всегда рассматривалась как рамочный документ, а система оценки продвигалась как инструмент качественной трансформации в заданных условиях. Самое главное достижение системы оценки, по словам докладчика, в том, что перед ней никогда не стояло задачи выявить плохих и хороших, нужно было просто создать с ее помощью картину реального положения дел в высшем образовании.В ходе работы стало понятно, как важно учитывать образовательные контексты, как нужны общенациональные стандарты образования, пришло понимание того, какими интеллектуальными, когнитивными и эмоциональными характеристиками должен обладать каждый учащийся в определенном возрасте. Кроме того, процедура оценки всегда была связана с вопросами установления социального равенства, и поэтому важно было получить индивидуальные сведения об учащихся, чтобы обеспечить это равенство в каждом вузе, каждой школе и т. д. В то же время важным, по словам Виктора Альвареса, явилось понимание того, что в основе политики усовершенствования системы образования должна лежать непрерывная оценка.Кроме того, в основу оценки многих процессов легло понятие «эффективность». В итоге даже в области повышения эффективности работы преподавательского состава вузов удалось достичь многого: были созданы специальные фонды, которые помогали преподавателям пройти переподготовку, получить дополнительную практику. Таким образом, Мексика увеличила количество преподавателей, которые имели высокую квалификацию, с 30 до 80%. В то же время проводились и постоянная коррекция, и усовершенствование учебных программ.По результатам оценки образования в Мексике удалось понять, что сегодня там также бытует ситуация натаскивания на тесты, и она порой превалирует над более глубокими образовательными задачами; индивидуальное обучение нередко выстроено очень хорошо, но существуют большие различия в содержании программ и его организации и т. д. В целом это, как и утверждал докладчик, те же проблемы, что встречаются и в образовании в других странах, в том числе и в России.Выигрывают всеРазработанная система оценки помогла кардинально изменить положение дел в одном из штатов Мексики – Веракрус. За шесть лет систематической работы удалось вывести его из образовательного кризиса: долгое время он оставался по всем показателям на 27-м месте (из 31). В итоге он вошел в десятку лучших штатов страны.Как отметил Виктор Альварес, для начала исследователям было важно понять, какие условия определяют подобное положение штата в образовании. Была создана цифровая информационная система, которая связала между собой многие школы, прежде оторванные друг от друга. По Сети в школы были направлены и опросники. Собранная информация помогла аналитикам выявить слабые точки и разработать общие рекомендации по усовершенствованию образования всего штата. Также с этой целью были призваны лучшие учителя штата, которые на своем примере продемонстрировали педагогическому сообществу высокий уровень преподавания и развития общезначимых компетенций учащихся. Кроме того, для телевидения и радио была разработана образовательная программа, которая транслировала школьные уроки. Участники семинара отметили важность подобных трансляций, поскольку в первую очередь это работает на сплочение семей. Так, родители начинают наконец задумываться о том, чему же учатся в школе их дети.Кроме того, в Мексике решили вспомнить и некоторые успешные примеры из истории. По опыту знаменитого государственного деятеля 20-х годов прошлого столетия Хосе Васконселоса, занимавшегося просвещением широких народных масс, в веке нынешнем был реализован проект, в рамках которого по наиболее проблемным городам и деревням ездили автобусы, оснащенные по последнему слову образовательной техники. По словам Виктора Альвареса, сегодня, как и тогда, в ряду крайне важных стояла задача ликвидации невежества и безграмотности. И это необходимо было сделать, прежде чем начинать вводить какие-либо новшества.Однако в итоге если в рамках старшей и средней школы штат Веракрус выдвинулся на 10-е место, то на начальном уровне удалось достичь лишь 21-го. Это, по словам докладчика, было связано с тем, что учеников в начальной школе гораздо больше и они демонстрируют весьма сильную неоднородность знаний.Как отметил в заключение семинара руководитель проектов по образованию Московского представительства Всемирного банка Кирилл Васильев, представленный кейс двадцатилетних реформ интересен в первую очередь тем, что здесь все началось с оценки, и лишь затем правительство взялось за преобразования.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте