search
main
0

В цифру с головой

Как с искусственным интеллектом взаимодействуют школьники?

За последний год об искусственном интеллекте, нейросетях и чате GPT стали говорить в разы больше. Одни при этом радуются внедрению новых технологий в повседневную жизнь, другие, напротив, опасаются их, думая о том, что интеллект искусственный вскоре может изменить интеллект живой – человеческий. Создатели проектов «КодИИм», а также Московского городского конкурса по искусственному интеллекту уверены: нужно сталкиваться с вызовами лицом к лицу и всегда искать социально значимые плюсы. А еще лучше – когда найти эти плюсы помогают школьники, увлеченные наукой.

 

КодИИм

Буткемп «КодИИм», организаторами которого выступили Центр педагогического мастерства и МФТИ, впервые прошел весной 2023 года. Основной целью проекта было рассказать подросткам 8‑11‑х классов о том, как работать с искусственным интеллектом. Перед буткемпом «КодИИм» стояла двойная задача: с одной стороны, научить ребят, которые умеют программировать, создавать свои проекты по ИИ, а с другой – заинтересовать их важными областями знаний – математикой, физикой, информатикой – через нейронные сети и работу с ними.

Буткемп состоял из двух этапов. На первом – онлайн-курсе – участники разобрали базовые методы ИИ, изучили библиотеки Python для работы с данными: numpy, pandas, sklearn. Ребята погрузились в машинное обучение, линейную алгебру, линейную и логистическую регрессию. Онлайн-этап состоял из 6 часов подготовленных видеозанятий и 20 часов самостоятельного обучения. По итогам курса участники писали тестовый отбор на смену. Исходя из его результатов, можно было поехать на очный этап бесплатно или получить скидку 50%. Во второй части буткемпа школьники отправились на выездную школу, за время которой они успели сделать групповые проекты и получили обратную связь от опытных специалистов в сфере ИИ.

– На буткемпе мне удалось получить углубленные знания, разработать свой продукт, – делится Михаил Городецкий, выпускник школы №1568. – В программу на онлайн- и очном этапах входили лекции по математике и программированию, семинары и часы проектной деятельности. Я чувствую, что улучшил навыки программирования, а также погрузился в тонкости искусственного интеллекта. Именно буткемп помог мне определиться с вузом, и я решил продолжить обучение в МФТИ, для того чтобы получить глубокие знания и заниматься искусственным интеллектом и анализом данных в будущем.

Руководитель проекта Ульяна Артамошина рассказала о долгосрочных целях:

– Сейчас мы разрабатываем возможные пути развития и, конечно, хотим продолжать делать смены, но также пробовать новые форматы. Мы общались с некоторыми участниками спустя несколько месяцев после того, как они к нам приехали. Некоторые доделывают проекты, улучшают их и даже используют для исследований, кто-то понял, как может применить свои знания программирования или какую должность в команде разработки хочет занимать.

Московский городской конкурс по искусственному интеллекту – мероприятие, каждый год посвященное разным темам. Неизменной остается концепция: школьникам предлагается придумать и подготовить проект. Ребята с 7‑го по 11‑й класс могут участвовать в соревновании как самостоятельно, так и в командах. Основное требование – уникальность и оригинальность работы, готовность представить жюри качественно новое исследование.

В 2023 году Московский городской конкурс был посвящен теме искусственного интеллекта в решении социальных вопросов. О том, почему для конкурса в этом году была выбрана именно эта тема, поведал Артем Тихонов, один из организаторов:

– Искусственный интеллект сейчас находится уже на такой стадии развития, что может замещать труд людей, в том числе в гуманитарных областях. Хотя, наверное, какое-то время назад никто не мог и подумать, что нейросети смогут хорошо писать и редактировать тексты, рисовать изображения. Эти технологии сейчас используются и для исследований, работы с архивами. Поэтому, когда мы продумывали направления нашей конференции, мы как раз думали, в каких еще сферах можно применить искусственный интеллект в прикладных целях. Нам показалось интересным, чтобы дети это изучили, погрузились в тему, представили идеи в своих проектах.

В рамках дистанционного этапа участники проводили исследование и рассказывали о пользе искусственного интеллекта. В финал, организованный Центром педагогического мастерства совместно с МГИМО, вышли 123 участника, которые презентовали разработанные модели перед экспертами. Среди работ, например, был проект «Умная деревня», позволяющий вовремя собрать урожай, и исследование о применении искусственного интеллекта в исторической географии.

– Нашей команде показалось, что искусственный интеллект недостаточно широко используется в рамках исторической науки, – вспоминает Дмитрий Королев, выпускник Школы ЦПМ, капитан команды победителей «Претор был прав». – При всех современных возможностях artificial intelligence – незаменимый помощник историка во многих вопросах. Нам хотелось чуть глубже изучить его возможности в данной сфере. Для нас подобный опыт исследования искусственного интеллекта был первым, не считая использования в повседневной жизни различных открытых программ. Перед собой мы ставили цель создать реально работающий механизм, который мог бы стать полезным для науки. В итоге мы разработали проект, посвященный работе искусственного интеллекта в исторической реконструкции географических объектов. На наш взгляд, всем бы хотелось посмотреть на свой город, любимое место в прошлом. Мы посвятили большое количество времени именно теоретической части нашей работы, чтобы проанализировать возможности AI в данном вопросе. Результаты поразили нас! А от самого конкурса остались только приятные впечатления. Мы смогли не только представить наш проект и получить отзыв на него, но и посмотреть на работы других ребят, что всегда крайне познавательно.

 

Полина КУЛАЛАЕВАДиляра ЯКУБОВА (фото)

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте