search
main
0

В центре внимания – социальные сети

Событие недели

Поведение педагогов в соцсетях снова в центре общественного внимания. Барнаульская учительница Татьяна Кувшинникова была вынуждена уйти из школы после публикации на своей странице фотографий, демонстрирующих ее увлечение зимним плаванием. Снимки, на которых учитель в купальнике и коротком платье на фоне зимнего пейзажа, не понравились матери одного из учеников, и она пожаловалась директору. В итоге из-за разгоревшегося скандала женщина уволилась. За педагога вступился министр образования и науки Алтайского края Максим Костенко, пообещав помочь ей в поиске новой работы. В частности, Татьяне предложили разработать модуль по безопасному ведению соцсетей для учителей и вести такую программу в местном Институте повышения квалификации. Идею курсов поддержали в Минпросвещения России. Может быть, стоит разработать правила или кодекс поведения педагогов в соцсетях на федеральном уровне?

Любовь ДУХАНИНА, заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по образованию и науке, член Центрального штаба ОНФ:
– Жизнь и интересы учителя не могут быть ограничены рамками школы. Поэтому регламентация действий педагога в социальных сетях не может быть расценена иначе как вмешательство в его частную жизнь. В то же время соцсети – это максимально публичное пространство. И каждый человек должен знать, что любой контент может стать предметом обсуждения и неверной интерпретации.
Социальные сети стали всеобъемлющим пространством. Их используют для общения, отслеживания новостей, для работы. Педагоги не являются исключением. Например, 31% учителей определяют, каким аспектам следует уделять время в рамках воспитательной работы с детьми, из сети Интернет – благодаря педагогическим форумам и сообществам в социальных сетях. Об этом свидетельствует опрос ОНФ и фонда «Национальные ресурсы образования» 2018 года, проведенный среди более 1100 педагогов. Многие учителя организуют в социальных сетях и работу с детьми, создавая группы классов и размещая в них новости и домашние задания.

Но даже если педагог не организует работу класса в соцсети, не добавляет в друзья учеников и их родителей, остаться незамеченным в социальной сети ему практически невозможно. Грань между личным и публичным пространством в Интернете очень тонкая, и у каждого человека свое представление о приватности. Мы все задумываемся о том, какую реакцию у потенциальной аудитории может вызвать размещение той или иной фотографии, текста, видео на всеобщее обозрение, она может зависеть от воспитания, религиозных взглядов, вкусов каждого отдельного человека. Поэтому вопрос содержания своей социальной страницы каждый решает самостоятельно с учетом требований законодательства и своих ценностных установок. Эта проблема шире, чем просто рекомендации Министерства просвещения для учителей, она касается безопасного использования Интернета каждым из нас. Задача – максимально распространить инструменты, помогающие использовать социальные сети без опасений за неприкосновенность своей частной жизни.

Максим КОСТЕНКО, министр образования и науки Алтайского края:
– Это очень интересный вопрос! Не думаю, что нужно создавать кодексы, правила, локальные акты или как-то законодательно это регулировать. Все это приводит к излишней бюрократизации и дополнительной нагрузке на тех же учителей и руководителей. Но знаю точно, что нужно учить безопасному поведению в Интернете, в социальных сетях, связанным с этим самоограничительным и самосохранным моделям поведения. Они должны быть понятны учителю, как и любому взрослому человеку. Зная некие правила безопасности, учитель может не только обезопасить себя, но и передать эти знания детям и родителям.

Вита КИРИЧЕНКО, директор школы №1520 имени Капцовых, Москва:
– Дискуссия о том, что такое хорошо и что такое плохо в поведении педагога в соцсетях, участниками или свидетелями которой многие сейчас являются, на мой взгляд, сама по себе поможет увидеть привычные для кого-то факты и явления по-другому, станет поводом задуматься о проблеме и «примерить» ее к себе с определенными выводами.
Не думаю, что есть необходимость в правилах или кодексе поведения педагога в соцсетях, их наличие не станет гарантией решения задачи, ради которой их можно разработать.

Дарья КАЙДАШ, учитель начальных классов, администратор сайта школы №35, Воронеж:
– Почему-то мы забыли, что учитель тоже имеет право на свободу слова, например, высказывать свои мысли или размещать свои фото в Интернете. Практика показывает, что защиту имеют только родители, и закон всегда на их стороне, а учитель перед ними беззащитен. Нас рассматривают только как представителей своей профессии и забывают, что мы тоже люди. Нужен закон, в котором были бы прописаны не только правила поведения учителей в Интернете, школе и обычной жизни, но и наши права на защиту, в том числе от произвола родителей.

Максим ИВАНОВ, учитель истории и обществознания Державинского лицея, участник конкурса «Учитель года России»-2014, Петрозаводск, Республика Карелия:
– Я очень надеюсь, что такой кодекс не появится. Каждый гражданин РФ имеет право на неприкосновенность частной жизни. С принятием такого документа «бдительные родители» спровоцируют массу дел в отношении педагогов. И это станет серьезной причиной не идти в профессию, школу. Почему никто не предлагает ввести кодекс поведения депутатов, полицейских, популярных исполнителей?

Михаил БОГДАНОВ, председатель общественной организации «Санкт-Петербургский родительский комитет»:
– На мой взгляд, любая формальная бумажка, если таковую повлечет за собой разработка каких-то правил или кодекса, останется формальной. Создавать кодекс, который был бы обязателен к исполнению, неестественно для учительской среды. Учителя – это такая каста людей, которая должна особо воспитываться. В школу не должны приходить случайные люди, педагогика должна быть служением. В то же время у врачей есть клятва Гиппократа, и это исторически сложившаяся традиция. Если бы такая вековая традиция была у учителей, например, все приходящие в эту профессию давали клятву Януша Корчака как истинного жертвенника от образования, было бы здорово. Учителя бы клялись уважать общественные устои, чтить традиции семьи и народа, быть во всем примером для подражания и т. д. Через такую процедуру можно было бы кодекс формализовать. Но по большому счету такой моральный кодекс не помешало бы разработать и для других специальностей, в том числе для чиновников и журналистов.

Ирина МАТВЕЕВА, мама пятиклассника, менеджер, Великий Новгород:
– Я считаю, что педагоги, ведущие странички в соцсетях, безусловно, обязаны учитывать свой статус публичного человека. Они не менее ответственны за каждое свое слово и каждый фотоснимок, чем звезды шоу-бизнеса. И даже более ответственны! Ведь увидеть все это могут глаза ребенка. Мой знакомый учитель имеет два профиля в соцсетях. Первый – официальный, для учеников и родителей. Второй – личный, под псевдонимом, который, по его словам, никогда не разгадать никому из школьного окружения. И действительно, за 10 лет существования данных двух профилей этого не произошло. Педагог имеет право на личную жизнь. И не нужно, на мой взгляд, разрабатывать правила поведения педагогов в соцсетях. Достаточно негласного кодекса. Или на крайний случай добавочного пункта из одного предложения в трудовых контрактах.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте