Поведение педагогов в соцсетях снова в центре общественного внимания. Барнаульская учительница Татьяна Кувшинникова была вынуждена уйти из школы после публикации на своей странице фотографий, демонстрирующих ее увлечение зимним плаванием. Снимки, на которых учитель в купальнике и коротком платье на фоне зимнего пейзажа, не понравились матери одного из учеников, и она пожаловалась директору. В итоге из-за разгоревшегося скандала женщина уволилась. За педагога вступился министр образования и науки Алтайского края Максим Костенко, пообещав помочь ей в поиске новой работы. В частности, Татьяне предложили разработать модуль по безопасному ведению соцсетей для учителей и вести такую программу в местном Институте повышения квалификации. Идею курсов поддержали в Минпросвещения России. Может быть, стоит разработать правила или кодекс поведения педагогов в соцсетях на федеральном уровне?
Любовь ДУХАНИНА, заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по образованию и науке, член Центрального штаба ОНФ:
– Жизнь и интересы учителя не могут быть ограничены рамками школы. Поэтому регламентация действий педагога в социальных сетях не может быть расценена иначе как вмешательство в его частную жизнь. В то же время соцсети – это максимально публичное пространство. И каждый человек должен знать, что любой контент может стать предметом обсуждения и неверной интерпретации.
Социальные сети стали всеобъемлющим пространством. Их используют для общения, отслеживания новостей, для работы. Педагоги не являются исключением. Например, 31% учителей определяют, каким аспектам следует уделять время в рамках воспитательной работы с детьми, из сети Интернет – благодаря педагогическим форумам и сообществам в социальных сетях. Об этом свидетельствует опрос ОНФ и фонда «Национальные ресурсы образования» 2018 года, проведенный среди более 1100 педагогов. Многие учителя организуют в социальных сетях и работу с детьми, создавая группы классов и размещая в них новости и домашние задания.
Максим КОСТЕНКО, министр образования и науки Алтайского края:
– Это очень интересный вопрос! Не думаю, что нужно создавать кодексы, правила, локальные акты или как-то законодательно это регулировать. Все это приводит к излишней бюрократизации и дополнительной нагрузке на тех же учителей и руководителей. Но знаю точно, что нужно учить безопасному поведению в Интернете, в социальных сетях, связанным с этим самоограничительным и самосохранным моделям поведения. Они должны быть понятны учителю, как и любому взрослому человеку. Зная некие правила безопасности, учитель может не только обезопасить себя, но и передать эти знания детям и родителям.
Вита КИРИЧЕНКО, директор школы №1520 имени Капцовых, Москва:
– Дискуссия о том, что такое хорошо и что такое плохо в поведении педагога в соцсетях, участниками или свидетелями которой многие сейчас являются, на мой взгляд, сама по себе поможет увидеть привычные для кого-то факты и явления по-другому, станет поводом задуматься о проблеме и «примерить» ее к себе с определенными выводами.
Не думаю, что есть необходимость в правилах или кодексе поведения педагога в соцсетях, их наличие не станет гарантией решения задачи, ради которой их можно разработать.
Дарья КАЙДАШ, учитель начальных классов, администратор сайта школы №35, Воронеж:
– Почему-то мы забыли, что учитель тоже имеет право на свободу слова, например, высказывать свои мысли или размещать свои фото в Интернете. Практика показывает, что защиту имеют только родители, и закон всегда на их стороне, а учитель перед ними беззащитен. Нас рассматривают только как представителей своей профессии и забывают, что мы тоже люди. Нужен закон, в котором были бы прописаны не только правила поведения учителей в Интернете, школе и обычной жизни, но и наши права на защиту, в том числе от произвола родителей.
Максим ИВАНОВ, учитель истории и обществознания Державинского лицея, участник конкурса «Учитель года России»-2014, Петрозаводск, Республика Карелия:
– Я очень надеюсь, что такой кодекс не появится. Каждый гражданин РФ имеет право на неприкосновенность частной жизни. С принятием такого документа «бдительные родители» спровоцируют массу дел в отношении педагогов. И это станет серьезной причиной не идти в профессию, школу. Почему никто не предлагает ввести кодекс поведения депутатов, полицейских, популярных исполнителей?
Михаил БОГДАНОВ, председатель общественной организации «Санкт-Петербургский родительский комитет»:
– На мой взгляд, любая формальная бумажка, если таковую повлечет за собой разработка каких-то правил или кодекса, останется формальной. Создавать кодекс, который был бы обязателен к исполнению, неестественно для учительской среды. Учителя – это такая каста людей, которая должна особо воспитываться. В школу не должны приходить случайные люди, педагогика должна быть служением. В то же время у врачей есть клятва Гиппократа, и это исторически сложившаяся традиция. Если бы такая вековая традиция была у учителей, например, все приходящие в эту профессию давали клятву Януша Корчака как истинного жертвенника от образования, было бы здорово. Учителя бы клялись уважать общественные устои, чтить традиции семьи и народа, быть во всем примером для подражания и т. д. Через такую процедуру можно было бы кодекс формализовать. Но по большому счету такой моральный кодекс не помешало бы разработать и для других специальностей, в том числе для чиновников и журналистов.
Ирина МАТВЕЕВА, мама пятиклассника, менеджер, Великий Новгород:
– Я считаю, что педагоги, ведущие странички в соцсетях, безусловно, обязаны учитывать свой статус публичного человека. Они не менее ответственны за каждое свое слово и каждый фотоснимок, чем звезды шоу-бизнеса. И даже более ответственны! Ведь увидеть все это могут глаза ребенка. Мой знакомый учитель имеет два профиля в соцсетях. Первый – официальный, для учеников и родителей. Второй – личный, под псевдонимом, который, по его словам, никогда не разгадать никому из школьного окружения. И действительно, за 10 лет существования данных двух профилей этого не произошло. Педагог имеет право на личную жизнь. И не нужно, на мой взгляд, разрабатывать правила поведения педагогов в соцсетях. Достаточно негласного кодекса. Или на крайний случай добавочного пункта из одного предложения в трудовых контрактах.
Комментарии