Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

В центре внимания – образовательные комплексы

УГ - Москва, №25 от 18 июня 2013. Читать номер
Автор:

Городской ресурсный центр по развитию инклюзивного образования Института проблем инклюзивного образования МГППУ провел городской проектный семинар «Проектирование инклюзивной образовательной среды в образовательном комплексе», в котором приняли участие специалисты окружных управлений образования округов, руководители и специалисты окружных ресурсных центров по развитию инклюзивного образования, методисты окружных методических научных центров, руководители и специалисты образовательных учреждений, сотрудники ИПИО МГППУ.

Целью семинара было проанализировать ресурсы и разработать предложения к созданию инклюзивной образовательной среды в образовательном комплексе.Заведующая сектором обеспечения реализации образовательных программ общего образования для лиц с особыми образовательными потребностями Департамента образования города Москвы Ольга Москвичева обратила внимание участников на актуальность создания инклюзивной образовательной среды в образовательных комплексах, разработки механизмов включения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательные организации, максимальном учете ресурсов всех образовательных учреждений, входящих в комплекс. Директор института проблем инклюзивного образования Светлана Алехина отметила, что инклюзивное образование, будучи законодательно закреплено новым законом «Об образовании в Российской Федерации», требует разработки механизмов его реализации. Руководитель Городского центра по развитию инклюзивного образования Елена Самсонова рассказала о том, что в условиях оптимизации сети образовательных учреждений идет процесс объединения образовательных учреждений в образовательные комплексы, которые при успешном создании инклюзивной образовательной среды могут стать пространством для развития инклюзивного образования, так как включают в себя как общеобразовательные учреждения, так и учреждения, реализующие инклюзивную практику и учреждения из сети специального (коррекционного) образования. В рабочих группах, сформированных по принципу объединения специалистов из 11 округов Москвы, был проанализирован процесс объединения образовательных учреждений в образовательные комплексы, определены варианты таких объединений по образовательной вертикали (детские сады, школы, колледжи), по типам и видам образовательных учреждений (детские сады общеразвивающей направленности, детские сады комбинированного и компенсирующего вида, общеобразовательные школы, специальные (коррекционные) школы).Среди проблем, обозначенных участниками семинара, стали проблемы объединения с позиции организации инклюзивной образовательной среды:    При общей тенденции к созданию образовательных комплексов единых требований к их созданию нет, в связи с чем в округах города Москвы формируются разные варианты объединения образовательных учреждений.    Руководители некоторых комплексов не учитывают всех ресурсов образовательных учреждений, традиционно осуществляющих образование детей с ОВЗ, в связи с чем наблюдается тенденция сокращения специалистов сопровождения (психологов, логопедов, дефектологов), изменение наполняемости классов и групп, нефункциональное использование оборудования и специализированно оснащенных помещений.    В то время как в общеобразовательных школах отсутствуют специалисты, работающие с детьми, имеющими нарушения слуха, зрения, интеллекта (сурдопедагоги, тифлопедагоги, олигофренопедагоги), а поток детей с ОВЗ, поступающих в общеобразовательные школы, увеличивается, руководители ОУ не обращают внимания на уже организованную систему сопровождения таких детей в детских садах комбинированного и компенсирующего вида и в коррекционных школах, входящих в образовательный комплекс, что значительно снижает качество образовательного процесса во всем комплексе.    Некоторые виды деятельности специалистов образовательного учреждения не закреплены государственными заданиями, в том числе психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в ОУ, методическое сопровождение педагогов, специалистов, управленцев, реализующих инклюзивную практику.    Низкий уровень толерантности, отсутствие психологического принятия детей с ОВЗ.    Отсутствуют механизмы взаимодействия учреждений, в том числе и финансовые, по решению проблем реализации инклюзивной практики в образовательных учреждениях.Ознакомившись с обзором ресурсов образовательного комплекса для развития инклюзивной образовательной среды, участники семинара дополнили список основных ресурсов образовательных комплексов для организации образовательной среды. Они отметили, что:     при присоединении СКОУ и ДОУ компенсирующего и комбинированного вида появляются ресурсы:- методический потенциал – программы, методики, технологии работы с детьми с ОВЗ;- специальное оборудование;- возможности использования специалистов – дефектологов, логопедов, психологов для организации психолого-педагогического сопровождения детей всего комплекса;- опыт работы психолого-медико-педагогических консилиумов, разрабатывающих индивидуальные образовательные маршруты детям с ОВЗ;    при присоединении ППМС-центров есть:- организованная система психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ;- специальное оборудование;- специалисты;    при присоединении учреждений среднего профессионального образования имеются программы профессиональной подготовки;    при присоединении учреждений дополнительного образования есть программы дополнительного образования.Таким образом, ресурсы комплекса как объединения разных образовательных учреждений позволяют создать преемственность ступеней образования в образовательном комплексе, территориальную доступность, оказывать большее количество образовательных услуг населению, повышать методический потенциал, создавать вариативность образовательных программ, форм образования, технологий обучения, иметь на все это финансовые возможности.Северо-Восточный и Юго-Западный округа представили модели образовательных комплексов с максимальным использованием как внутренних ресурсов образовательных учреждений, так и ресурсов внешних организаций для реализации инклюзивной практики (ресурсы окружного ресурсного центра по развитию инклюзивного образования, ППМС-центров, СКОУ, ресурсы системы здравоохранения и соцзащиты). Второй день работы семинара был посвящен разработке предложений по созданию инклюзивной образовательной среды в образовательном комплексе. Участники семинара внесли предложения по созданию механизмов организации инклюзивной образовательной среды в образовательном комплексе:    рекомендовать к использованию пакеты специальных образовательных условий, разработанных для организации образования детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях;    организовать разработку и внедрение в образовательных комплексах механизмов создания инклюзивной образовательной культуры;    создать механизмы преемственности в организации образования детей с ОВЗ в образовательном комплексе;    создать возможности для аренды специального оборудования, необходимого для организации образовательного процесса в образовательном комплексе для детей с ОВЗ;    разработать и внедрить алгоритм прогнозирования контингента детей с ОВЗ по округу, поступающих в образовательные комплексы;    организовать разработку структуры и формы примерных адаптированных образовательных программ для разных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья через государственные задания НИИ и вузам, гранты или пилотные проекты;     организовать разработку и утверждение приказом Департамента образования регламента взаимодействия школы с ППМС-центром, СКОУ;    для образовательных комплексов предусмотреть возможность расширения перечня реализуемых государственных услуг;    рассчитать с участием финансистов и юристов Департамента образования условия и порядок финансирования государственных услуг, оказываемых образовательным учреждением для детей с ОВЗ, внесенных в Государственный ведомственный перечень государственных услуг;    создать общественный (координационный) совет или директорский клуб при Департаменте образования по развитию образования детей с ОВЗ;    создать возможности для прохождения курсов повышения квалификации в сфере инклюзивного образования руководителями образовательных комплексов, специалистами и педагогами ОК, специалистами ПМПК;    разработать и внедрить механизмы ресурсного обеспечения инклюзивной практики образовательных комплексов сетью окружных ресурсных центров по развитию инклюзивного образования и СКОУ;    провести совместный проблемный семинар для руководителей школ, реализующих инклюзивную практику, и руководителей СКОУ по определению механизмов взаимодействия по организации качественного образования детей с ОВЗ;    систематизировать и представить на портале «Образование без границ» образовательные ресурсы СКОУ, ОУ, ППМС-центров.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту