search
main
0

В центре внимания – информационная безопасность

Правительство РФ утвердило Концепцию информационной безопасности детей. Главная цель документа – защитить детей от угроз и рисков в современной цифровой среде. Концепцией предлагается внедрить в образовательный процесс уроки информационной безопасности и цифровой грамотности, научить школьников безопасному поведению в Интернете. Также планируется проводить на постоянной основе просветительские мероприятия для родителей, учителей, сотрудников детских библиотек и других специалистов, которые работают с детьми, развивать социально значимые проекты для детей и подростков в печатных и электронных СМИ.

Появление документа обсуждают наши эксперты и читатели.

 

Любовь ДУХАНИНА, председатель Совета по профессиональным квалификациям в сфере образования, зампредседателя наблюдательного совета Российского общества «Знание», координатор проекта ОНФ «Равные возможности – детям», доктор педагогических наук:

– Дети живут в потоке противоречивой информации. Это создает у них иллюзию исчерпывающих и правдивых знаний обо всем. Опросы фонда «Национальные ресурсы образования» показывают, что самый важный источник информации для семи из десяти подростков – социальные сети. При этом треть подростков не могут анализировать информацию, сравнивать точки зрения и формулировать свою позицию. Лишь 55% школьников стараются изучить все факты, и только 26% проверяют их достоверность.

Проблема информационной безопасности детей комплексная, и решить ее в одиночку школа не в состоянии. Для того чтобы помочь школам, колледжам и организациям допобразования, фонд и СПК в сфере образования совместно с журналистами, подростковыми психологами и педагогами разработали методическое пособие «Как пережить информационные войны». Оно содержит описание ключевых угроз, примеры сценариев занятий и бесед, презентации и видеоматериалы. Пособие будет бесплатно направлено в регионы и доступно онлайн всем желающим. Для самих ребят по-прежнему доступны консультации психологов в приложении помощи подросткам «Я могу». Вопросам заботы о себе в период информационного давления мы посвятили отдельный раздел.

 

Александр КОНДАКОВ, генеральный директор ООО «МЭО», доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО:

– К сожалению, выход постановления правительства может не иметь того эффекта, которого от него ожидают авторы. Дело в том, что мы до сих пор не изучили особенности жизнедеятельности и поведения человека в новых социокультурных условиях. Я имею в виду прежде всего сетевую конвергентную социокультурную среду современного общества, которая за последние два-три месяца на наших глазах кардинально трансформировалась после появления ChatGPT, ознаменовавшего наступление эры искусственного интеллекта, и последовавшего за ним распространения разнообразных нейросетей.

Заметьте, что в постановлении не упоминаются такие термины, как «сетевая культура», «ответственное сетевое поведение», «сетевая безопасность». Говорится о необходимости анализа образовательных программ. У меня сразу возникает вопрос: на предмет чего? Не приведет ли это к появлению очередного предмета в сетке учебного плана, например «Цифровая грамотность»? Это очень размытое понятие, которое мы сначала связывали с подключением компьютера к Cети, затем начали говорить об использовании различных программ-редакторов, а сегодня о коммуникации в социальных сетях и т. д.

Цифровая грамотность – это сложная трансдисциплинарная проблема. По сути дела, мы сегодня говорим о кардинальной перестройке подходов к организации и содержанию образования, формированию личности, развитию субъектности в сетевой среде, насыщенной инструментами ИИ. Этот вопрос требует очень серьезного научного осмысления, разработки соответствующих рекомендаций, их интеграции в образовательные программы всех уровней, чтобы уже с дошкольного возраста формировать у ребенка сетевую культуру.

 

Виктор БОЛОТОВ, научный руководитель Центра мониторинга качества образования НИУ ВШЭ, президент Евразийской ассоциации оценки качества образования, профессор, академик РАО:

– Проблема информационной безопасности детей и подростков сегодня стоит перед всеми странами мира. Огромное количество интернет-ресурсов пропагандируют асоциальное поведение, рекламируют наркотики, подробно делятся способами изготовления оружия, сеют раздор и рознь в обществе.

Многие страны пытаются решить эту проблему, создавая многочисленные фильтры и запреты. Здесь у нас есть вполне определенный прогресс, специальные органы очень внимательно следят, чтобы в образовательных организациях все было под контролем и дети не имели доступа к сайтам с вредоносной информацией. В других странах упор делают на воспитание грамотных пользователей, чтобы каждый человек с детства учился разбираться в том, с каким ресурсом он имеет дело, и мог добровольно отказаться от подозрительных предложений.

Мировой опыт показывает: одними только запретами проблему не решить. Но если попытаться сделать ставку на второй путь, то нужно сразу же признать: есть опасность, что у нас в стране все опять свалят на школу, обязав ее воспитывать квалифицированного интернет-пользователя, а система образования к этому, увы, не готова.

Почему-то считается, что если речь идет об ИКТ, то этим должен заниматься преподаватель информатики. Но информационная безопасность – проблема общая, она касается всех.

Ясно одно: без привлечения родителей тут не обойтись, именно они покупают своим детям гаджеты, оплачивают мобильную связь и обеспечивают подключение семейных компьютеров к Интернету, а также могут контролировать, куда их ребенок заходит. Хотя и тут одни лишь запретные меры вряд ли могут исправить ситуацию.

 

Алексей СЕМЕНОВ, академик РАН и РАО, завкафедрой математической логики и теории алгоритмов мехмата МГУ:

– Детям нужно дать позитивную повестку будущего цифрового мира, с этой целью мы готовим к изданию в издательстве «Просвещение» пособие «Будущий мир» для начальной школы.

При огромной актуальности проблемы конструктивных подходов к ее решению объективно мало, и это видно по общим формулировкам концепции. Но в ней отражен важный принцип: наиболее действенные способы снижения цифровых рисков сводятся все к тем же цифровым технологиям в сочетании с активной установкой родителей, общества и государства.

Из конкретных инструментов снижения риска в документе четырежды упоминаются возможности услуги «Родительский контроль». Видимо, большую роль в информировании родителей об этой услуге может играть школа. Стоит об этом говорить и на родительских собраниях, и индивидуально. Наконец, салоны связи должны предлагать родителю, покупающему мобильник ребенку, установку родительского контроля по умолчанию.

 

Марина БОБРОВА, директор школы №5 «Эврика», Новоусманский район, Воронежская область:

– Взрослые обязаны контролировать и знать, какими источниками информации в Интернете пользуются наши дети. От этого действительно зависит их безопасность, причем не только эмоциональная или нравственная, но иногда даже физическая. В нашей школе за информационную безопасность и безопасность в целом отвечает заместитель директора, учитель ОБЖ Сергей Кудинов. У нас также соблюдаются ограничения использования сайтов, например по литературе. Эту работу координирует заведующая информационно-библиотечным центром Елена Усова, она же проводит с детьми занятия по информационной безопасности в Сети. Считаю, что этим проблемам необходимо уделять постоянное внимание, школы должны координировать эту работу.

 

Дмитрий ЕФИМОВ, кандидат исторических наук, директор гимназии №209 «Павловская гимназия» Центрального района, Санкт-Петербург:

– Проблема информационной безопасности стоит остро. Образовательные организации пытаются ее решить, но в каждой школе, к огромному сожалению, нет такого ресурса, чтобы это происходило на качественном, эффективном уровне. Еще несколько лет назад патриарх Кирилл выступал на эту тему и говорил, что российская школа в сравнении со всеми информационными системами эту битву проигрывает. Мне представляется, что для решения проблемы нужна продуманная государственная политика, которая замыкается не только на образовательной организации, а имеет еще какие-то самостоятельные, хорошо подготовленные структуры.

 

Андрей СИДЕНКО, руководитель направления «Лаборатории Касперского» по детской онлайн-безопасности:

– Сегодня дети рано знакомятся с цифровым миром. По данным нашего опроса, у подавляющего числа школьников младших классов (88%) сегодня уже есть собственный телефон или планшет. Однако помимо позитивного контента и возможностей для социализации в цифровом пространстве дети могут столкнуться с определенными киберугрозами.

Это может быть кибербуллинг, чрезмерное увлечение гаджетами или знакомство с неподходящим контентом. К тому же юные пользователи могут столкнуться с мошенниками, вредоносным ПО, онлайн-грумингом (от англ. grooming – «уход», «ухаживание». Формирование взрослым человеком доверительных отношений с ребенком с целью сексуальной эксплуатации).

Начинать обучать детей основам безопасности в Сети стоит сразу, как только они начинают исследовать цифровое пространство. Дошкольникам в этом могут помогать родители и родственники, а школьникам – учителя в рамках специальных уроков или классных часов. Однако важно, чтобы материалы для таких уроков разрабатывались с учетом постоянно меняющегося ландшафта киберугроз (в том числе при участии специалистов в области информационной безопасности) и постоянно актуализировались, носили прикладной характер.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте