В прошлом году мы уже рассказывали о старте тренингов для детей, педагогов и родителей по антибуллинговой программе «Каждый важен». Её создатель, команда Центра толерантности, продолжает делиться своими знаниями о травле и способах её профилактики. В этом феврале они представили сборник лучших методик, разработанных педагогами.
Для современной России по-прежнему характерен реактивный подход к борьбе с буллингом. То есть, размышлять над проблемой, искать её решение мы начинаем в тот момент, когда самое страшное уже произошло. При этом универсальным методом предотвращения травли в классе многие учителя считают воспитательную беседу с агрессором один на один. Такие разговоры редко носят дружелюбный характер.
– Наши педагогические действия, какими бы благими намерениями они ни были продиктованы, также являются силовыми и проявляются при неравенстве сил. Всё как положено при буллинге. Таким образом, мы только увеличиваем количество травли в системе, не давая ни одному из субъектов дополнительного ресурса, который мог бы помочь, – отметила директор Центра толерантности Анна Макарчук.
Здесь стоит понимать, что буллинг – явление социальное. Это вид насилия, который осуществляется регулярно и предполагает неравенство сил. У него есть возможность расти вместе с человеком, переходить во взрослую жизнь. В определённой социальной ситуации с буллингом может столкнуться не только ребёнок, но и в взрослый – педагог, родитель. А потому нужно уметь отличать его от обычных конфликтов, вовремя предотвращать и грамотно с ним бороться.
– В нашей программе «Каждый важен» даже есть такое упражнение. Мы показываем участникам несколько фотографий и просим предположить, кто из людей, запечатленных на них, может стать жертвой буллинга. И нет ни одной фотографии, которую никто бы хоть раз не упомянул, – рассказала Анна Макарчук.
По её словам, травля чаще всего встречается в школе или в армии. То есть, в группах, в которые люди пришли не по своей воле, без понятной для всех на то причины. В таких ситуациях психика человека остро нуждается в компоненте идентичности.
– Вот тогда на помощь приходит древний психологический механизм «мы-они», и возникает очень лёгкий ответ. А мы здесь против вот этого. И пустота заполняется, – подчеркнула Анна Макарчук.
По этой же причине в группах волонтёров, в кружках или секциях травли, как правило, нет. Люди приходят туда сознательно с определённой целью. Получается, одним из самых простых и эффективных способов профилактики буллинга является создание дополнительных смыслов, способных заполнить пустоту, увлечь всех участников коллектива.
Цифровая среда «подарила» буллингу новое направление для развития. В частности, появился кибербуллинг. Травля в социальных сетях не менее реальна и болезненна, чем в обычной жизни. Недавний жуткий случай в Волгограде, когда мужчину убили после ссоры в родительском чате, доказал, что к этому нельзя относиться халатно. С другой стороны, то же информационное пространство позволяет больше размышлять, анализировать происходящее. Потому что когда люди начинают о чём-то думать, приходит и самоконтроль.
В Европе рефлексировать и разбирать причины травли в школе начали раньше, чем в нашей стране. В европейских государствах уже существуют системные профилактические программы, которые начинаются с самого детства. При этом в них вовлечены все работники образовательной организации: и директор, и учителя, и охранники. Они все проходят специальное обучение, учатся вести себя в ситуациях, когда они замечают проявление буллинга среди детей. Это длительная системная работа, которая всех обучает необходимым коммуникативным навыкам: эмпатии, умению оказать поддержку и неравнодушию к проблеме.
Программа «Каждый важен», разработанная в Центре толерантности, как раз является профилактической и направлена на работу со всем классом. Она формирует у ребят ценности и нормы, нетерпимые к проявлению насилия и травли.
Для педагогов «Каждый важен» – это программа повышения квалификации. Учителям рассказывают о травле и её социально-психологическом механизме, а также о правовых аспектах, связанных с буллингом. С другой стороны, команда центра передает педагогам технологию проведения занятий «под ключ».
– При всём желании мы не можем провести занятия для всех и не являемся частью системы класса, а педагог – является. Поэтому очень важно, чтобы учителя самостоятельно реализовывали занятия в своих классах. И мы точно знаем, что это будет эффективно, – подчеркнула Анна Макарчук.
В качестве итоговой работы каждый педагог – слушатель курсов – представляет авторскую разработку интерактивного мероприятия антибуллингового характера. Потом эту идею можно реализовать вместе с детьми в школе.
– Например, если у нас обучался классный руководитель 7-го класса, то этот педагог разрабатывал идею социального проекта для своих детей. И мы очень бы хотели бы, чтобы ребята действительно реализовали эти занятия в своей школе после снятия ограничительных мер, – рассказала Елена Горинова, ведущий тренер Центра толерантности.
В процессе реализации проекта эксперты получили около 400 методических разработок и проектных идей, 74 из них вошли в сборник. Методики, вошедшие в издание, рассчитаны на разные целевые группы: от младшеклассников до студентов. Ещё одна особенность сборника – отсутствие ограничений по формату.
– Например, в сборнике есть сценарий иммерсивного спектакля на тему травли. Меня он очень зацепил. Выбирать вообще было очень сложно. Казалось, что вот эта разработка будет последней, но потом появлялось ещё что-то достойное, и его нельзя было проигнорировать, – поделилась Елена Горинова.
С особым трепетом команда экспертов относится к театральным методам. Помимо иммерсивного спектакля, уже упомянутого выше, в сборник вошли технологии форум-театра и стандартные постановки с последующими элементами рефлексии и командными играми.
Чтобы подготовить свои проекты, участники тренинга погружались в современную литературу и находили интересные примеры, которые почти неизвестны массовой аудитории. Многие разработки были связаны с кинокартинами и другими видеоматериалами. Отметили эксперты и методики, связанные с комиксами. Ребята должны изучить и проанализировать уже существующую графическую историю или создать собственную. Есть в сборнике также занятия, которые можно проводить в рамках уроков физкультуры.
В Центре толерантности подчеркнули, что главными критериями отбора были творческий подход и соответствие ценностям программы «Каждый важен». Все предложенные учителями разработки и идеи предполагают активность всего класса и развивают те ценности, которые не позволяют травле распространяться.
– Мы верим, что решение даже одного человека – допустим, не проходить мимо и не закрывать глаза на происходящее – уже может оказать серьёзное влияние на атмосферу в классе. И когда мы работаем с детьми в рамках программы, обязательно рассматриваем, что может сделать каждый из них, когда рядом происходит травля, – подчеркнула Елена Горинова.
Многие дети, столкнувшиеся с буллингом, вырастают во взрослых, которые считают это нормальным, называют школой жизни и верят, что ребёнок должен уметь сам за себя постоять. В нашей системе координат четко закрепился стереотип, что агрессору всегда можно дать отпор. Но это не всегда продуктивно, а иногда – и небезопасно. Главное дать ребенку понять, что он не один, что не все настроены негативно.
– Иногда мы не решаемся оказать поддержку или дать отпор, даже находясь в роли свидетеля, просто потому, что мы тоже одни, что больше никто из нас этого не видит, что все – за агрессора. Страх – это, в принципе, нормальная эмоция. Она оберегает нас от возможных неприятностей. К сожалению, страх способствует тому, что люди молчат, что свидетели игнорируют и делают вид, что это нормально, – заключила Елена Горинова.
Комментарии