Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

В царстве Иных

Учительская газета, №36 от 6 сентября 2005. Читать номер
Автор:

Открываю дверь и вхожу в школу. Школу облаков и травы, радости и весны, дружбы и любви. Школу, где меня ждет дело, которому собираюсь посвятить всю свою жизнь…» Так писала я, ученица 8-го класса, в сочинении «Кем быть и каким быть».

Кажется, ответ на вопрос «Кем быть?» появился на свет вместе со мной. Я не представляю себя на другом месте. Уже позднее, начав работать в школе, находящейся за сотни километров от родного дома, узнала, что эта школа открылась именно в день, месяц и год моего рождения. Что это – судьба или случайное совпадение? Но не череда ли случайностей приводит к какой–то закономерности? Ведь известно, что многие открытия – плод случайности. Так, 68-летний немецкий геометр Мебиус сделал открытие поразительной красоты, наблюдая за служанкой, которая неправильно сшила ленту.

Случай связал мою судьбу с далеким таежным поселком Гайны, что на самом севере Коми-Пермяцкого автономного округа.

Встав на учительскую стезю, я точно знала ответ на вопрос «Какой не надо быть?». Скучной, всегда одинаковой учительницей математики, на уроке у которой ученики не ищут, не творят, не размышляют. Я хотела быть другой! Но какой именно? Знала, что на трудные и мучительные поиски ответа может уйти вся жизнь, но искать все равно нужно. Помогают мне в этом те, для кого, собственно, я и должна быть другой. Дети побуждают к творчеству, иногда не связанному с математикой. Хотя прежде всего я все-таки учитель математики. Значит, должна в совершенстве знать предмет, самую сложную, самую красивую, самую гармоничную науку. «Geometria est archetypus pulchritudinis mundi» (Кеплер) – «Математика есть прообраз красоты мира». И моя миссия в том, чтобы показать эту красоту детям, приоткрыть им путь к ее познанию, а широкую дорогу они должны торить уже сами.

Мы живем в огромном, многомерном мире, поэтому залог успеха – в непременных межпредметных связях. Важным считаю соединение исторического факта с изучаемой на уроке теорией. Наука, подкрепленная конкретными примерами интенсивной, целенаправленной, хотя подчас и драматичной, жизни великих творцов становится ближе, понятнее. А моральные качества выдающейся личности, по мнению А. Эйнштейна, имеют, возможно, большее значение для данного поколения и всего хода истории, чем чисто интеллектуальные достижения.

Я должна научить своих ребят мыслить критически, благо математика предоставляет для этого неограниченные возможности: разные способы решения задач, доказательства теорем, исследовательские задания.

Я хочу быть другой, но я должна понимать, что каждый ребенок – это тоже другой человек, Иной. Легко ли ему, Иному? Моя цель – в каждом найти и задеть такие струны, чтобы они начали петь и на эти звуки душа ребенка открылась. А я, ни в коем случае не навредив, при помощи своего предмета помогла бы ей стать лучше, светлее, богаче, оставаясь при этом иной. А еще мне хочется, чтобы каждый ребенок задал себе однажды вопрос «Кем быть и каким быть?».

Наталья БАЗУЕВА,

учитель математики Гайнской СОШ, учитель года

Коми-Пермяцкого АО-2005


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту