В настоящее время в оперативном управлении подведомственных вузов находится 1175 общежитий с жилой площадью 4 381 808 кв. метров. Обеспеченность иногородних студентов общежитиями 80,4%. Не обеспечено общежитиями 19,6% студентов.
С начала девяностых годов экономическая ситуация в стране складывалась так, что с 1994 года из-за финансовых трудностей было полностью прекращено финансирование расходов на проведение капитального и текущего ремонта общежитий образовательных учреждений высшего профессионального образования, подведомственных Федеральному агентству по образованию. Такое положение дел вынуждало вузы функционировать на условиях «самофинансирования» (за счет внебюджетных средств), так как в соответствии с Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.96 №125-ФЗ оплата за проживание студентов в общежитии не должна превышать 5% от размера стипендии. Эта символическая плата не могла обеспечить все мероприятия по ремонту, реконструкции и обслуживанию общежитий.
Основное поступление внебюджетных средств происходило от сдачи излишков площадей зданий общежитий в аренду, что стало возможным в то время в связи с сокращением приема иногородних студентов.
Федеральным агентством по образованию на ремонт общежитий подведомственных вузов с 2004 по 2007 годы выделено 3 416 973,8 тыс. рублей. Вузами на ремонт материальной базы из внебюджетных средств выделяется в среднем 5,3 млрд. рублей, что составляет примерно 7,5% от их общего объема. В настоящее время нормативные потребности образовательных учреждений в финансировании, рассчитанные на основании нормативных документов, в несколько раз превышают бюджетные ассигнования.
Большинство общежитий было построено 50 и более лет назад и находится в неудовлетворительном состоянии. Отдельные общежития не подлежат реконструкции, а требуют сноса и постройки на их месте новых, что значительно дешевле.
В последние годы практически во всех подведомственных вузах резко увеличился прием иногородних студентов, который носит нарастающий характер, и вузам приходится ставить дополнительные кровати или заменять их на двухъярусные, так как большинство иногородних студентов не может себе позволить снимать квартиры для проживания. В результате чего нагрузка на общежития увеличилась.
При норме 6 кв. метров на человека в настоящее время в некоторых вузах приходится по 3 кв. метра, что снижает существующие санитарные нормы и ухудшает условия проживания студентов.
Учитывая изложенное, руководством Федерального агентства по образованию было принято решение о строительстве новых общежитий с учетом современных санитарных и строительных норм и включении этих социально значимых объектов в федеральную инвестиционную программу для их быстрейшего строительства и ввода в эксплуатацию.
Для доведения нормы обеспеченности иногородних студентов общежитиями до 100% (с учетом прироста иногородних студентов и современных условий проживания) необходимо построить дополнительно 750-800 тыс. кв. метров жилой площади.
В 2006 году велось строительство 27 новых студенческих общежитий, а в 2007 году намечено строительство уже 39 общежитий.
В 2005 году было сдано в эксплуатацию 1 общежитие (Костромской государственный технологический университет), а в 2006 году – 4 общежития общей площадью 16 958 кв. метров (Алтайский государственный технический университет; Тюменский государственный нефтегазовый университет; Ульяновский государственный университет; Якутский государственный университет), заложено строительство пяти новых за счет средств федерального бюджета.
В 2007 году планируется сдать в эксплуатацию 6 общежитий общей площадью 44 100 кв. метров, построенных за счет средств Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы и федеральной программы «Жилище» на 2002-2010 годы.
В 2008 году – 8 общежитий общей площадью 41 144 кв. метра, в 2009 году – 15 общежитий общей площадью 95 550 кв. метров, тоже за счет средств этих федеральных программ.
Вновь строящиеся и вводимые в эксплуатацию студенческие общежития – это общежития нового типа с комфортными условиями проживания в соответствии с современными санитарными нормами.
Увеличение объемов строительства студенческих общежитий позволит в некоторой степени решить проблему размещения иногородних студентов, даст возможность талантливой, но малоимущей молодежи из всех регионов учиться в ведущих высших учебных заведениях, а вузам позволит заняться реконструкцией старых общежитий за счет появления обменного жилого фонда.
По результатам проверки общежитий комиссией Рособразования необходимо отметить хорошую работу по нормализации положения дел в общежитиях, созданию комфортных условий проживания для иногородних студентов, строительству новых и реконструкции старых общежитий ректоров следующих вузов:
Волгоградского государственного университета;
Ростовского государственного строительного университета;
Северо-Кавказского государственного технического университета;
Московского государственного университета леса;
Казанского государственного университета;
Марийского государственного педагогического института;
Казанского государственного архитектурно-строительного университета;
Пензенского государственного университета;
Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ);
Пензенского государственного университета архитектуры и строительства;
Российского университета дружбы народов;
Ульяновского государственного университета;
Тюменского государственного нефтегазового университета;
Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета;
Санкт-Петербургского государственного горного института (технического университета);
директора Таганрогского технологического института – филиала Южного федерального университета и начальника государственного учреждения «Управление межвузовского студенческого городка в Санкт-Петербурге».
Вместе с тем накопившиеся за много лет проблемы в общежитиях и обобщенные данные проверок студенческих общежитий подведомственных вузов различными инстанциями, в том числе комиссией Рособразования, опросы студентов, позволяют сделать выводы, что многие проблемы не решены или решаются плохо.
Начиная с 2004 года по рекомендациям Рособразования не менее 40% сметных назначений, выделяемых Рособразованием подведомственным вузам по статьям 225 «Услуги по содержанию имущества» и 310 «Увеличение стоимости основных средств», направляются ими на обеспечение пожарной безопасности учебно-лабораторной базы и общежитий. Эти меры позволили снизить количество пожаров и возгораний с 65 в 2003 году до 38 в 2005 году. Однако проводимые проверки показали, что не так все благополучно.
Только в Москве при проверке в 2006 году 166 общежитий Главным управлением МЧС России по г.Москве были выявлены нарушения и вручено 125 предписаний руководителям общежитий, предложено к выполнению 2259 противопожарных мероприятий. За имеющиеся нарушения и невыполнение требований пожарной безопасности к административной ответственности привлечено 196 должностных и юридических лиц. Необходимо отметить хорошую организацию противопожарной безопасности в 11 общежитиях Российского университета дружбы народов. Администрацией университета ежемесячно проводятся учения с привлечением соответствующих служб МЧС, в процессе которых отрабатываются различные приемы экстренной эвакуации студентов и сотрудников. Также хорошо организована противопожарная безопасность в высотном общежитии Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ). Вузом приобретено два эластичных рукава для быстрой эвакуации людей. На базе общежития Главным управлением МЧС России по г.Москве проводятся показательные учения.
При проверке общежитий подведомственных вузов комиссией Рособразования выявлено, что во многих общежитиях не установлена система противопожарной автоматики, отсутствуют пожарные рукава, средства индивидуальной защиты фильтрующего типа (Волгоградский государственный педагогический университет, Астраханский государственный университет, Адыгейский государственный университет, Майкопский государственный технологический университет, Южно-Российский государственный технический университет (Новочеркасский политехнический институт), бывший Ростовский государственный университет и многие другие.
В общежитии №4 Волгоградского государственного технического университета на момент проверки все три лифта не работали (капитальный ремонт лифтов не производился с момента ввода в строй общежития). Во многих проверенных вузах места общего пользования находятся в плохом состоянии.
В результате проверок студенческих общежитий комиссией Рособразования установлено, что в наиболее плохом состоянии находятся общежития следующих подведомственных вузов:
Волгоградского государственного педагогического университета;
Московского энергетического института (технического университета);
Московского государственного художественно-промышленного университета;
Московского государственного университета приборостроения и информатики;
Южно-Российского государственного технического университета (Новочеркасского политехнического института);
Кабардино-Балкарского государственного университета; Марийского государственного университета;
Оренбургского государственного педагогического университета;
Казанского государственного энергетического университета;
Московского государственного университета геодезии и картографии;
Российского заочного института текстильной и легкой промышленности;
Московской государственной академии тонкой химической технологии;
Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии;
Санкт-Петербургского государственного технологического университета растительных полимеров.
Для улучшения условий проживания в общежитиях иногородних студентов ректорам подведомственных вузов необходимо предпринять следующее:
– организовать работу медпунктов в общежитиях;
– обеспечить компактное проживание семейных студентов, организовать для них комнаты дневного пребывания детей и обеспечить их всем необходимым;
– обеспечить размещение в общежитии родителей студентов, приезжающих их проведать;
– организовать в общежитиях пункты горячего питания;
– привести размер оплаты за проживание иногородних студентов в общежитии в соответствие с Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»;
– организовать в общежитиях библиотеки и комнаты для занятий (с обеспечением их компьютерной техникой и выходом в интернет);
– организовать комнаты психологической разгрузки;
– организовать в общежитиях комнаты культурного досуга и тренажерные залы для занятий студентов спортом;
– выделять не менее 20% внебюджетных средств на ремонт, реконструкцию и оборудование общежитий;
– переоборудовать пустующие помещения под жилые для увеличения жилых мест и создания обменного фонда в целях проведения капитального ремонта и реконструкции;
– привести прилегающую территорию в надлежащий порядок;
– установить камеры наружного и скрытого наблюдения для создания безопасных условий проживания студентов и исключения проявления случаев вандализма;
– создать в общежитиях студенческие советы и отряды правопорядка, повысить меру их ответственности за состояние студенческих общежитий;
– повысить меру собственной ответственности за положение дел в общежитиях;
– наладить общественный контроль со стороны студентов за работой охранных служб и комендантов общежитий;
– жестко пресекать случаи поборов со студентов и использование жилых комнат и помещений в корыстных целях должностными лицами общежитий;
– установить систему автоматизированного учета проживающих в общежитии;
– установить автоматическую пожарную сигнализацию и речевую систему оповещения. Обеспечить проживающих индивидуальными средствами защиты органов дыхания фильтрующего действия.
Для активизации деятельности подведомственных вузов по решению вышеперечисленных проблем и улучшения условий проживания студентов в общежитиях Федеральное агентство по образованию совместно с СКС отраслевого профсоюза в 2007-м и последующих годах будет проводить конкурс на лучшее студенческое общежитие. Вуз, студенческое общежитие которого станет призером конкурса, получит первоочередное право на строительство нового общежития, а также дополнительное финансирование на содержание общежития.
Начальник Управления учреждений образования и реализации приоритетного национального проекта «Образование» Рособразования П.Ф.Анисимов; заместитель председателя Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации В.Н.Дудин
Комментарии