На уроке по предмету «История России» происходит взаимосвязь с такими предметами, как литература, МХК, французский язык. Представлено большое количество разнообразного наглядного материала, что позволяет учащимся лучше усвоить материал. Задания продуманы таким образом, что ответ сможет дать подавляющее число учащихся, что, безусловно, создаст ситуацию успеха. Кроме того, для активизации познавательной деятельности в урок включены видеофрагменты, которые детализируют и конкретизируют учебный материал по поставленной проблеме.
Дидактическая цель – создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации, применение знаний и умений в знакомой и новой учебных ситуациях, проверка уровня усвоения материала средствами проблемной технологии.Образовательная цель – способствовать формированию представлений об особенностях главных событий Отечественной войны 1812 года.Развивающая цель – способствовать обучению школьников умению характеризовать объекты и явления применительно к теме урока, аргументировать доказательства своего предположения.Воспитательная цель – формировать опыт равноправного сотрудничества учителя и учащихся, формирование чувства патриотизма и гордости за свою Родину.Тип урока – повторительно-обобщающий.Основные методы – частично-поисковый и проблемный.Формы организации познавательной деятельности – индивидуальная и групповая.Средства обучения – тексты исторических документов, интерактивная доска, учебник, синквейн.Структура и содержание занятия1. Организационный моментУчитель и ученики приветствуют друг друга. Проверяют готовность рабочего места. Настраиваются на активную деятельность. 2. Мотивация и целеполаганиеУчитель истории: Сегодня на уроке мы с вами совершим путешествие в Российскую империю начала ХIХ века, где драматично развивались события внешней политики. Тема нашего урока – событие, которое было отражено в литературе, живописи, кино. И даже в мире филателии. Перед вами марки, выпущенные Почтой СССР. Вам предлагается выполнить следующее задание: выступите в роли экспертов в области филателии и определите, какому событию были посвящены эти марки, назовите год их выпуска.Ученики отвечают, что марки посвящены 150-летию Отечественной войны и выпущены в 1962 году.Учитель истории: В чем же важность этого события для российской истории? Итак, тема нашего урока: «Отечественная война» («Гроза двенадцатого года»).Учитель проектной деятельности: Интересно, что в источниках 1812-1820-х гг. слово «Отечественная» в названии войны 1812 года не встречается и появится позже. Почему же войну 1812 года назвали Отечественной?Ученики: Речь шла о государственной независимости. Это было время, когда с единой целью – отразить агрессию врага – объединились разные сословия.Учитель истории: В имении графа Беннигсена, недалеко от города Вильно, 11 июня 1812 года состоялся бал, на котором присутствовал Александр I. Перед балом императору доставили срочное послание, прочитав которое он произнес: «Я этого ожидал… Но бал состоится!» Какую новость император все же сообщил присутствовавшим по окончании бала, огласив содержание упомянутого послания?Учитель проектной деятельности: После перехода французскими войсками русской границы Александр I направил к Наполеону генерала А.Д.Балашова с мирными предложениями, но они остались без ответа. Известно, что между Наполеоном и генералом Балашовым состоялась беседа, отрывок которой вам сейчас и предлагается:«А сколько в Москве церквей?» – продолжал Наполеон. «Примерно сорок сороков». «Совершенно непонятно, – возразил Наполеон, – и притом когда уже никто не верует!» «Простите, ваше величество, – сказал Балашов, – русские и испанцы еще сохранили свое благочестие».Современница Наполеона мадам де Сталь называет ответы Балашова удивительными. Сколько это – «сорок сороков»? При чем здесь испанцы? Ученики: Сорок сороков – это 1600. Генерал Балашов напомнил Наполеону о сопротивлении, которое оказали французам испанцы.Учитель проектной деятельности: Известен рассказ о том, как Балашов ответил на вопрос Наполеона о кратчайшем пути на Москву. Генерал напомнил завоевателю о Карле ХII. Каким был ответ Балашова?Ученики: Намекая на шведского короля, русский генерал иронично сказал, что Карл шел на Полтаву.3. Изучение нового материала. Работа в группахУчитель истории: Об одном из генералов Отечественной войны А.С.Пушкин написал такие строки:О вождь несчастливый! Суров был жребий твой:Все в жертву ты принес земле тебе чужой.Непроницаемый для взгляда черни дикой,В молчанье шел один ты с мыслию великой,И, в имени твоем звук чуждый не взлюбя,Своими криками преследуя тебя,Народ, таинственно спасаемый тобою,Ругался над твоей священной сединою…О каком из известных генералов начала ХIХ века говорит этот отрывок? В роли эксперта выступит Почта России, посвятившая ему марку в честь 250-летия со дня его рождения.Речь идет о М.Б.Барклае-де-Толли.Учитель истории: М.Б.Барклай де Толли отступал и уклонялся от генерального сражения с Наполеоном, что вызывало широкое недовольство в действующей армии. В придворных кругах его обвиняли в слабости патриотических чувств, равнодушии к судьбе страны. Можно ли его осуждать за нерешительность? Объясните свою позицию.Ученики: Осуждать его за нерешительность нельзя, так как:- французская армия значительно превосходила по численности русскую;- он, отступая, сумел объединить армии, тем самым спас их от разгрома;- отступление было преднамеренным, чтобы завлечь французов в глубь страны и растянуть тылы.Учитель проектной деятельности: После назначения главнокомандующим Кутузова в 110 км от Москвы наконец-то состоялось генеральное сражение. Об этом наш видеосюжет.Видеофрагмент №1.Леонид Парфенов называет Бородинское сражение генеральным или генеральским. В чем значимость такого сражения? Какие существуют в историографии точки зрения на указанное событие? Cвою позицию обоснуйте.Ученики: От этого сражения зависел исход войны. Французские и отечественные историки признавали победу за своими армиями.Учитель истории: Во время Отечественной войны 1812 года активизировалось партизанское движение, внесшее заметный вклад в дело победы. Наиболее яркие его представители – Денис Давыдов, Василиса Кожина, Герасим Курин. Однако во время боевых действий против французов русские партизаны в ряде случаев убивали русских офицеров. Как вы думаете, почему? Свою позицию обоснуйте.Ученики: Русские офицеры по вечерам на привале демонстрировали неплохое владение французским языком, что в глазах партизан делало их врагами.Учитель проектной деятельности: В ходе Отечественной войны возникло интересное обозначение французских солдат – шаромыга или шаромыжник. Есть версия о том, что русский народ придумал этот ироничный синоним слову «попрошайка», наслушавшись жалобных обращений голодающих во время отступления французских вояк. Откуда взялось такое интересное слово? Обоснуйте свою позицию.Ученики: Нужно связать это слово с буквальным переводом с французского на русский язык выражения «мой друг, милый друг». Так обращались к русским голодные французы.Учитель проектной деятельности: Всем известные строки об Отечественной войне есть и у М.Ю.Лермонтова:- Скажи-ка, дядя, ведь не даромМосква, спаленная пожаром,Французу отдана?Об этом наш следующий видеофрагмент.Видеофрагмент №2.После взятия Наполеоном Москвы в 1812 году вдовствующая императрица Мария Федоровна, великий князь Константин Павлович и другие члены царской семьи убеждали Александра I заключить мир с Наполеоном. Выступите в роли эксперта по международному праву, назвав причины, вызвавшие подобное «миролюбие».Ученики: Царская семья, видимо, боялась трех вещей: непобедимости французского императора, которая вошла уже в легенду; того, что он по заведенному им обычаю попробует заменить на престоле Романовых кем-то из своих родственников; захватит Москву и провозгласит отмену крепостного права, что могло вызвать социальный кризис.Учитель истории: Известно, что после переправы через Березину Наполеон передал командование маршалу Мюрату, а сам тайно оставил армию и поспешил в Париж. Это событие нашло свое отражение и в живописи. После позорного бегства Наполеона из России в декабре 1812 года в одном из сатирических листков, выпущенных в Лондоне, был изображен русский генерал, бреющий «маленького Бони». Представьте себя в роли экспертов по живописи и ответьте на вопрос: какого известного русского генерала изобразили англичане? Обоснуйте свою позицию.Ученики: Генерала Мороза. Именно погодные условия сыграли негативную роль в неудачном завершении войны.Учитель проектной деятельности: Ни одна из войн не обходится без памятных знаков, орденов и медалей. Не стала исключением и Отечественная война. Медаль в память Отечественной войны 1812 года предполагалось выполнить с профильным портретом Александра I, но по каким-то неведомым причинам вместо этого медаль была отчеканена с лучезарным «всевидящим оком» Всевышнего. Однако ветераны 1812 года сходились во мнении, что окруженное лучами око символизировало совершенно определенное лицо. Предположите, чье это было лицо и почему вы так решили.Ученики: Это было лицо М.И.Кутузова, потерявшего глаз в ратных подвигах.Учитель истории: Победоносное окончание войны еще не означало, что удалось покончить с агрессивными планами Наполеона. Военные действия были перенесены за пределы страны. Речь идет о знаменитом заграничном походе 1813-1814 гг. Александр I понимал, что противник в короткий срок мог собрать новую армию и вновь начать войну против России. Поэтому войскам был дан приказ пересечь границу и начать преследование неприятеля. Началась война за освобождение Европы от власти Наполеона. Давайте проследим кратко путь нашей армии и союзников по карте.18 марта 1814 года русская армия вместе с союзниками вошла в столицу Франции.Александр I, объезжая Париж и глядя на один из символов Парижа, Вандомскую колонну, где до этого находилась статуя Наполеона, сказал, что никогда бы не смог стоять на такой высоте. Объясните, чем Александр I мотивировал свои опасения?Ученики: Русский император, как утверждают, сказал примерно следующее: «У меня закружилась бы голова на такой высоте».Учитель проектной деятельности: Настоящий фурор в столице Франции произвели казаки, которые изумили парижан и еще больше парижанок своими боевыми качествами и колоритным обликом (под влиянием русского казачества, а отчасти и подражая ему, французские мужчины стали носить бороды). Казаки первыми въехали в Париж во время торжественного марша наутро после капитуляции. Им в особенности приглянулось в районе Парижа на Монмартре небольшое кафе «Матушка Катрин». Именно сюда забегали стоявшие в Париже после победы над Наполеоном русские казаки, чтобы пропустить рюмочку, пока не видит начальство.Какое новое название целой сети подобных заведений появилось в ходе заграничных походов русской армии?Ученики: Речь идет о бистро.4. ЗакреплениеУчитель истории: В завершение урока вам в группах предстоит составить синквейн. Вспомним правила написания синквейна – это стихотворение из 5 строк:1-я строка – тема описывается одним словом (обычно существительным);2-я строка – описание темы двумя прилагательными;3-я строка – описание действия в рамках темы тремя словами;4-я строка – фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме (чувства);5-я строка – синоним из одного слова, которое повторяет суть темы.P.S. Презентация и видеофрагменты опубликованы на сайте «Учительской газеты»: http://www.ug.ru/method_article/621. Александр ШИБАНОВ, учитель истории и обществознания, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России-2012»;Галина РУССКИХ, учитель проектной деятельности гимназии №2 города Кирово-Чепецка Кировской области
Комментарии