search
main
0

В чем смысл проводимых в стране реформ? Об этом размышляли на форуме “Проект “Провинция”

Провинция – это сила и потенциал страны. Так многие участники форума, прошедшего недавно в Пензе, определяли место российских регионов.

4-5 октября в Пензе проходил 2-й Российский гуманитарный форум «Проект «Провинция», в котором приняли участие многие известные ученые, музыканты, деятели культуры, архитекторы, педагоги, телеведущие, представители общественных движений и благотворительных фондов.

Среди почетных гостей и модераторов выделялись имена педагога Евгения Ямбурга и телеведущего Александра Гордона, композитора Георгия Гладкова и писательницы и драматурга Марии Арбатовой, зав. кафедрой новых медиа и теории коммуникаций факультета журналистики МГУ Ивана Засурского и президента Всероссийского фонда «Образование для всех» Сергея Комкова, солистки Мариинского театра Марии Максаковой и театрального критика Георгия Заславского, пианиста народного артиста РФ Юрия Розума и Елены Бабичевой, режиссера и преподавателя актерского мастерства, консультанта международного благотворительного фонда В.Спивакова. Эти и другие уважаемые участники приехали в Пензу, чтобы рассказать о своей деятельности и узнать о том, чем живет провинция.

Больше года назад губернатор Василий Бочкарев предложил Пензу в качестве постоянной площадки для обсуждения роли и конкурентных преимуществ регионов России и обмена положительным опытом взаимодействия власти и общества. Подобный опыт в Пензенской области имеется. Инициативы спускаются там не только сверху, немало их исходит от жителей – активных и неравнодушных людей. Более того, к каждому предложению, поступающему от земляков, команда губернатора не просто прислушивается, но старается сделать так, чтобы человек или группа, конкретную идею выдвинувшая, принимала в ее реализации не просто активное, но ведущее участие. Неформальное отношение к людям, к их мнению по поводу тех или иных изменений, нововведений, внимание к их потребностям, не только социально-бытовым, но культурным и духовным, уже дают свои результаты. Сегодня можно говорить о том, что благодаря продуманной гуманитарной политике, которую проводит местная власть, в Пензе сформирована особая культурная среда российской провинции. Бережное отношение к прошлому, забота о настоящем, постоянные вложения в будущее региона – все это не остается незамеченным. И сами жители, и гости города отмечают мягкий (человечный) и комфортный пензенский климат. Именно здесь, на старинной русской земле с давними традициями служения Отечеству, заложен прочный фундамент плодотворного сотрудничества общества с бизнесом и властью. Созданная модель достойна изучения и трансляции.

О том, какой вклад вносит Пензенский регион в укрепление здоровья подрастающего поколения, «Учительская газета» уже писала, и довольно подробно. Сегодня наш рассказ посвящен прошедшему форуму. Основной его целью было определение места регионов в культурном и социальном развитии России. Несколько сессий было отведено на обсуждение тем образования и воспитания молодежи. Докладчиками стали известные теоретики  и практики педагогики, видные ученые, чиновники образования и представители общественных фондов, занимающихся проблемами образовательной сферы. Первым на секции «Педагогика массовой российской школы – инструмент социальной интеграции» выступил Сергей Комков, доктор педагогических наук, президент Всероссийского фонда образования. С болью говорил он том, что образовательная и социальная политика, проводимая государственными структурами, не только не соответствует насущным потребностям страны, но идет вразрез с ее истинными чаяниями ее граждан. Сергей Константинович еще раз напомнил о плане Даллеса и возможности разрушения целостности страны тихим и бескровным способом – путем разложения традиционной системы воспитания и уничтожения нравственных устоев, через глубокое социальное расслоение и обогащение высшего руководства за счет ресурсов всей страны. Его выступление вызвало бурную реакцию собравшихся и задало заинтересованный и неформальный тон всему обсуждению. Все последующие выступления носили обличительный характер и отличались резкой критикой проводимой центром политики. Единственным исключением стало выступление Любови Глебовой, главы Рособрнадзора, которая посетила Пензу во время своего отпуска. Она говорила, что многие наблюдаемые сегодня проблемы образовательной сферы обусловлены человеческим фактором – с одной стороны, желанием чиновников на местах прогнуться перед вышестоящим начальством и приукрасить истинную картину, с другой – нежеланием исполнителей на местах брать на себя ответственность за реализацию той или иной инициативы. Там, где чиновники готовы поддерживать начинания и брать организационные хлопоты на себя, все получается прекрасно. Там, где боятся и избегают ответственности, пресекаются малейшие попытки участия педагогического сообщества в решении проблем. Любовь Николаевна призвала всех участников образовательного процесса к сотрудничеству и соучастию и подчеркнула, что успешное решение проблем возможно только на пути взаимного доверия и уважения.

О полном исчезновении доверия народа к власти сказал в своем выступлении  Евгений Ямбург, известный педагог, директор московского центра образования № 109. Вот лишь несколько фрагментов его речи: «У нас нет никакой государственной концепции в сфере образования и воспитания. У нас страна даже не двойных, а тройных стандартов. Надо признать, что мы переживаем кризис во всех аспектах. В первую очередь – мировоззренческий. При всех недостатках советской системы господствующая тогда идеология давала подрастающему поколению более или менее внятный и зримый образ светлого будущего. Этот образ светлого завтра помогал жить и мирил с не очень светлым образом настоящего. На мировоззренческий кризис накладывается нравственный. Вся система ценностей разрушена, и пока мы ее не восстановим (а кроме школы этим заниматься некому), у нас все будет валиться из рук. Ни экономическая модель, ни математические расчеты нам не помогут.

Мы увлечены английской и американской экономикой, читаем руководства по организации бизнеса, ориентируемся на их советы, а в Японии в это же самое время развивают гуманитарную экономику. Недавно я прочитал, что они нашли самый главный фактор успешного развития рынка. Оказывается это взаимное доверие. Когда все обманывают всех, никакие модели не работают. Какой же вывод из всего вышесказанного? Восстановление экономики возможно только на гуманитарных основах. Мы же все делаем наоборот. Мы сокращаем гуманитарный контент и называем это модернизацией. Когда Япония выбиралась из нацизма и фашизма, она существенно увеличила гуманитарную составляющую школьного образования: музыку, живопись, историю, литературу. Все это нужно было для формирования системы ценностей. И только потом уже, после восстановления системы ценностей Япония начала модернизацию».

Выступление члена-корреспондента Российской академии образования Александра Абрамова тоже было посвящено современной ситуации, сложившейся в сфере образования. Стилистика его речи была еще более резкой. Он говорил о постыдном состоянии страны, о нарастающей национальной катастрофе, ставшей следствием непродуманной образовательной и воспитательной политики. Математик, ученик академика Колмогорова, Александр Абрамов предупредил о грядущем через 3-5 лет кадровом кризисе и о симптомах, которые мы уже наблюдаем. К ним можно отнести падения самолетов и ракет, обрушение кровель массовых объектов, аварии, вызванные нарушениями технологии и неверными математическими расчетами. Многие выступившие в прениях участники секции говорили о  бессмысленности проводимых в стране реформ.

Иван Засурский, заведующей кафедрой новых медиа и теории коммуникации журфака МГУ, выступивший в первый день форума, сказал о том, что главная беда современного образования – плагиат. Сложно чему-то научить и тем более невозможно воспитать самостоятельную и ответственную личность, когда, начиная со школьной скамьи, все списывают у всех и, что самое интересное,  не несут за это ни моральной, ни материальной ответственности. По мнению Ивана Засурского, плагиат стал серьезным тормозом в развитии отечественной науки, что сразу же сказалось на положении России в мировом научном. Заведующий кафедрой рассказал участником педагогической секции о том, каким способом можно будет бороться с плагиатом. Причем методы борьбы будут довольно действенными и не лягут тяжким бременем на налогоплательщиков. Для того, чтобы наши подростки учились быть самостоятельными в учебе и творчестве, они должны будут всего-навсего размещать все свои работы в общедоступной сети. Так чтобы преподаватели имели возможность посмотреть любую работу и проверить источники. Выступление Ивана Засурского вызвало бурную полемику зала, что говорило о том, что тема плагиата является для современной школы и вуза одной из животрепещущих.

Фото автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте