search
main
0

В чем сила, брат? Молодые филологи России и Беларуси уверены: сила – в слове

Больше ста работ учителей литературы из России и Беларуси получили устроители конкурса «#СилаСлова», инициированного Постоянным комитетом Союзного государства. Получили бы и больше, если бы не одно жесткое и безоговорочное условие: в состязании могли участвовать лишь молодые люди до 28 лет. Десять авторов самых необычных, по мнению жюри, уроков приехали в Москву на торжественный финал.

К уроку, представленному на конкурс, предъявлялось всего два требования. Во-первых, он должен был соответствовать одной из пяти заранее объявленных тем: «Проза военных лет: русские и белорусские писатели – против фашизма», «Хроники непобежденного города. «Блокадная книга» Даниила Гранина и Алеся Адамовича», «Души и державы опора. О служении Отечеству в произведениях русских и белорусских писателей», «Как ветви одного дерева. Судьбы поэтов России и Белоруссии в ХХ веке», «Полесская хроника» Ивана Мележа: люди, прошедшие через Время». Во-вторых, провести его нужно было максимально необычно, «инновационно и мультимедийно». Так, чтобы у ребенка по-хорошему закружилась голова и, едва вернувшись домой, он достал бы с полки книгу, вторую, третью и больше уже с ними не расставался. Ведь главной целью «#СилыСлова» было не только поддержать молодых педагогов, но и помочь им найти верные слова, правильные подходы, чтобы смогли они убедить своих учеников: чтение – это целая вселенная, из путешествия в которую никто не возвращается прежним. Приехав в Москву, финалисты побывали на экскурсии в Государственном литературном музее и в Доме-музее А.М.Горького, приняли участие в дискуссии «Литература в диалоге культур» в Институте мировой литературы и представили свои проекты коллегам-конкурсантам и участникам экспертно-медийного семинара «Формирование эффективного гуманитарного пространства Союзного государства», в рамках которого и проходил финал «#СилыСлова». Каждый конкурсант коротко рассказал о тех современных педагогических находках и хитростях, которые помогают ему «рекламировать» чтение: одни предпочитают монтировать с детьми буктрейлеры, другие – снимать видеоблоги, для третьих обучение литературе немыслимо без кейс-методов. Во время большого круглого стола, предварявшего объявление имени победителя, писатели, ученые, педагоги рассуждали о том, что все современные технологии хороши не сами по себе, а лишь как инструмент, возможно, последняя соломинка, которая сможет вернуть нынешнего подростка в мир литературы, поможет в борьбе с шаблонным мышлением и даже «нравственной дезориентацией», о которой иногда не просто говорят, но кричат школьные выпускные сочинения по литературе.Поздравить финалистов приехал государственный секретарь Союзного государства Григорий Рапота. Он напомнил, что «#СилаСлова» – не первый конкурс, в котором смогли принять участие учителя двух стран: до этого между собой уже дважды соревновались преподаватели истории. – Для чего мы инициируем подобные акции для начинающих учителей? Во-первых, чтобы не позволить молодым усомниться в правильности выбранного ими пути, – заявил Григорий Рапота. – Во-вторых, чтобы поддержать профессионалов-«отличников», которых, к сожалению, куда меньше, чем «троечников». Конкурс для педагогов-словесников помогает не только вывести формулу идеального учителя – энциклопедиста, знающего, как разбудить в ребенке любовь к чтению и к познанию. Он позволяет нам лучше узнать и понять друг друга – через культуру и литературу. Государственный секретарь Союзного государства также обратил внимание на то, что большинство педагогов для своих конкурсных уроков выбрали тему войны:- Вы говорите своим ученикам о том, что на войне, как нигде, дают себя знать лучшие человеческие качества: мужество, благородство, самопожертвование. Это справедливо. Но верно и то, что на войне просыпается и худшее, что есть в людях: подлость, страх, жажда убийства. Поэтому давайте сделаем все, что в наших силах, чтобы дети все же научились проявлять лучшие человеческие чувства в мирное время.Победителем конкурса молодых учителей Российской Федерации и Республики Беларусь на лучший урок литературы жюри признало выпускницу Гродненского государственного университета, филолога школы №12 белорусского города Лида Наталью Гресь. Наталье 23 года, и в школе она отработала всего лишь один «сезон», который, впрочем, по ее собственному признанию, дал ей больше, чем пять студенческих лет. Для своего занятия в одиннадцатом классе Наталья выбрала три военных истории – «Судьбу человека» Михаила Шолохова, «Сотников» и «В тумане» Василя Быкова. Первые два произведения программные, а «В тумане», хоть и не входит в список обязательного чтения, позволило проследить эволюцию военной прозы и обсудить тот непростой духовный выбор, делать который были вынуждены люди не только на фронте, но и в тылу. – Проработав год в школе, я убедилась в том, что клиповое мышление, о котором столько сегодня говорят старшие коллеги, действительно мешает детям выстраивать логические цепочки, видеть причинно-следственные связи и делать обобщения, – говорит победительница. – Поэтому свои уроки стараюсь выстраивать в определенной системе. И такое поступательное движение, где было место и парной, и групповой, и индивидуальной работе, и комментированию киноотрывков, помогло нам с ребятами разобраться, кого же на самом деле мы можем называть «души и державы опорой». Несмотря на свой совсем еще нежный возраст, Наталья Валерьевна уже победитель «со стажем». Недавно заняла первое место в конкурсе эссе, организованном для белорусских учителей в рамках акции «Опытные педагоги вырастают из молодых». И, кто знает, может быть, однажды именно ее назовут учителем года Республики Беларусь…

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте