Образование должно быть построено так, чтобы ребенок гармонично развивался. В развитии важны и интеллект, и художественный вкус, и хорошее физическое развитие, и необходимые для жизни практические умения и навыки.
Образование должно помочь ребенку познать самого себя, свои склонности, возможности и способности. Выполняя образовательные задачи, учителя стараются дать детям понятие об общей картине мира на основе науки, литературы, искусства, широко охватывая явления окружающего мира в его многообразии и значительности. Овладение учащимися чтением, письмом и другими умениями и навыками учителя понимают не как натренированные операции, а как часть овладения человеческой культурой. Каждый урок служит развитию мышления и воспитанию творческой активности школьников. Традиционно считается, что основная задача школы – дать необходимое образование, но не менее важная задача – сохранить в процессе обучения здоровье детей. С состоянием здоровья связана и успешность обучения. Все это требует внимательного отношения к организации школьной жизни: создание оптимальных гигиенических, экологических и других условий, обеспечение организации образовательного процесса, предотвращающей формирование у обучающихся состояний переутомления.
Обучение детей в такой школе с повышенным уровнем образования, как прогимназия, усугубляет противоречие между потребностью части детей и их родителей в повышенном уровне образования, с одной стороны, и необходимостью сохранить здоровье ребенка – с другой, которое может быть разрешено путем более пристального внимания к проблемам такой организации учебно-воспитательного процесса, которая бы в значительной мере нейтрализовала негативное влияние на состояние здоровья учащихся. В связи с этим образовательный процесс мы строим на основе широкого использования педагогических технологий (личностно ориентированных, игровых), способствующих снижению утомляемости учащихся на уроке, предотвращению их перегрузки и увеличению двигательной активности.
В современной школе чаще всего условия сохранения здоровья связываются с созданием внешних условий, соответствующих санитарным правилам, с организацией обучения здоровому образу жизни. При этом крайне мало внимания уделяют психическому и социальному благополучию. Поэтому при организации учебного процесса необходимо применять здоровьесбере-гающие педагогические технологии. Это предполагает ранжирование трудности содержания учебных предметов; индивидуализацию обучения в зависимости от состояния здоровья, познавательных возможностей и темпа учебной деятельности школьников; построение учебного процесса, направленное на повышение двигательной активности учащихся; формирование отношений между учителями и учениками на педагогике сотрудничества и доброжелательства.
Наши педагоги обладают важными профессиональными качествами, позволяющими генерировать плодотворные педагогические идеи и обеспечивающими положительные педагогические результаты. Наши педагоги умеют анализировать педагогическую ситуацию в условиях педагогики оздоровления, устанавливать контакт с коллективом учащихся, наблюдать и интерпретировать вербальное и невербальное поведение, прогнозировать развитие своих учащихся, моделировать систему взаимоотношений в условиях педагогики оздоровления, личным примером учить учащихся заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих людей.
Все эти умения, тесно связанные между собой, оказывают влияние на эффективность использования учителем средств, методов и приемов здоровьесбе-регающих методик в учебно-воспитательном процессе при работе с младшими школьниками, вовлекая учащихся в систему работы в условиях оздоровления. Нашим педагогам недостаточно получить в начале года листок здоровья класса от медицинских работников и использовать характеристики здоровья учащихся для дифференцирования учебного материала на уроках, побуждать совместно с родителями детей к выполнению назначений врача, внедрять в учебный процесс гигиенические рекомендации. Прежде всего педагог пример для своих воспитанников в вопросах здоровь-есбережения. Только тогда, когда здоровый образ жизни – это норма жизни педагога, ученики поверят и будут принимать педагогику здоровьесбере-жения должным образом.
Эти направления и определяют пути повышения педагогического мастерства учителя через первоначальное осознание собственных проблем и особенностей, их психологическую проработку и освоение на этой основе методов эффективного здоровьесберегающего педагогического взаимодействия с учащимися.
Методическая работа учителей направлена на адаптацию программ обучения к уровням развития и состояния здоровья учащихся, создание адаптивного режима учебного дня, освоение здоровье-сберегающих методик, расширение разнообразия типов уроков. В работе с детьми предпочтение отдается методам и формам организации деятельности, способствующим развитию их самосознания, самостоятельности, вовлечению в общественно полезную деятельность, раскрытию творческого потенциала, самоопределению соответственно возможностям и способностям. Во внеурочной и внеклассной деятельности школьников все большее место занимают проектные технологии обучения и воспитания (социально-экологические, культурологические, технолого-экономические и др. проекты, методика коллективных творческих дел). По итогам работы проводятся выставки, ярмарки идей, концерты.
Центр содействия укреплению здоровья обучающихся и воспитанников был открыт в прогимназии №1801 в 2007 году и стал структурным подразделением нашего образовательного учреждения. Деятельность центра реализуется в процессе преподавания уроков здоровья, курсов естественнонаучного цикла, через систему различных тренингов, практических занятий, семинаров и других мероприятий, а также через ведение аналитической и прогностической деятельности.
Центр осуществляет деятельность по следующим направлениям (см. схему).
Для обмена опытом в ноябре 2010 года у нас прошли два окружных семинара: «Системный подход к здоровью – основа формирования всесторонне развитой личности ребенка» и «Проблемы психолого-педагогического сопровождения работы в ГПД. Проблемы и перспективы развития профессиональной компетентности воспитателя ГПД». В январе 2011 года наш Центр содействия здоровью учащихся и воспитанников провел окружной семинар на тему «Педагогические основы работы Центра содействия укреплению здоровья обучающихся и воспитанников в условиях интенсивного обучения». В марте силами центра был проведен педсовет «Психология здоровья школьника. Разработка занятий по формированию ценностного отношения к здоровью учащихся», на котором учителя были ознакомлены с основами кинезиологичес-кого подхода к учащимся, показаны некоторые упражнения, помогающие сконцентрировать внимание учащихся.
В начале каждого учебного года мы проводим анкетирование родителей для создания общей социологической картины, мониторинговые исследования уровня здоровья детей, посещения уроков педагогов с проверкой того, как включены элементы здоровьесбережения в образовательный процесс.
Цели деятельности педагогов, медицинских работников школы, психолога, логопеда – выполняя систему диагностических, коррекционных, профилактических, организационных мер, оказывать дифференцированную помощь нуждающимся в ней детям на протяжении всего периода обучения для построения индивидуальной траектории развития, учитывая психофизиологические особенности и склонности, обеспечивая максимально возможную самореализацию личности, вовремя распознавая пограничное состояние между здоровьем и болезнью в состоянии ребенка.
Комментарии