search
main
0

В час беды

В числе задач Железнодорожных войск – участие в ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф на железных дорогах. Сахалин и Чернобыль, Армения и Свердловск, Бурятия, Читинская и Челябинская области, Волгоград и Хабаровский край – таковы лишь некоторые адреса, по которым в час беды были востребованы самоотверженность и профессионализм воинов стальных магистралей.

В 1981 г. печально знаменитый тайфун «Филлис» вызвал ужасающие разрушения на Сахалинской железной дороге. Были повреждены несколько десятков крупных мостов, сотни километров железнодорожного полотна подмыты или полностью уничтожены, пострадали линии связи, электропередачи. Тогда на Сахалин были переброшены подразделения Железнодорожных войск из Уссурийска и Владивостока. Они участвовали в уникальной операции. На пароме перегоняли железнодорожную технику для восстановления Макаровского моста, часть строений которого унесло в море.

Временное восстановление было завершено за месяц. Затем уже восстанавливали капитально. Военные железнодорожники работали в центральной части острова, позже на железнодорожной линии, соединяющей Южно-Сахалинск и Холмск – ворота Сахалина. Там сосредоточено наибольшее количество тоннелей. В экстремальных условиях без Железнодорожных войск было немыслимо одолеть громадный объем работ в короткие сроки.

В апреле 1986-го после крупнейшей в мире техногенной катастрофы на Чернобыльской АЭС военные железнодорожники в зоне бедствия оказались, по сути, единственными транспортными строителями.

В рекордно короткие сроки они восстановили и построили объекты железнодорожного транспорта в зоне атомной электростанции и железную дорогу к ставшему новым городом чернобыльских атомщиков Славутичу. Это позволило ускорить ликвидацию последствий катастрофы и строительство саркофага над аварийным энергоблоком АЭС.

В наиболее опасных зонах, как правило, трудились добровольцы. Участники ликвидации аварии понимали, что с радиацией шутки плохи, были осведомлены, что может ожидать облученных в будущем. Но в сложной ситуации в Железнодорожных войсках не было случаев отказа от поездки в зону Чернобыля. Наоборот, многие из ликвидаторов просили командиров оставить их в опасной зоне на второй срок. Это был настоящий массовый подвиг военных железнодорожников.

Профессионализм позволял высокоэффективно вести восстановительные работы, выдерживать установленные правительственной комиссией сроки восстановления и строительства объектов. Воинам пришлось на территории станции, где был высок уровень радиации, железнодорожные пути проходили всего в 20 м от аварийного четвертого реактора, снимать бетон, старую рельсо-шпальную решетку и укладывать новую. Действовали там вахтовым методом. С учетом суточной нормы облучения допустимое время работы смены не превышало 20 – 25 минут, в течение которых она должна была укладывать 150 – 200 м пути. Высоких темпов восстановительных работ удалось достичь благодаря профессиональной выучке, умению эффективно применять технику, быстро маневрировать силами и средствами. 25-метровое железнодорожное звено укладывали за 8 минут, норматив по устройству стрелочного перевода перекрывали в 5 – 8 раз.

В сложной радиационной обстановке железнодорожные подразделения разработали около 200 тысяч кубометров грунта, восстановили и построили 56,2 км пути, уложили 107 комплектов стрелочных переводов, выполнили другие работы, связанные с «обезвреживанием» аварийного 4-го блока, пуском и надежной эксплуатацией 1-го, 2-го и подготовкой к пуску 3-го энергоблоков атомной электростанции. Результаты их труда высоко оценила правительственная комиссия.

За строками официальных докладов, итоговыми цифрами – героизм и мужество воинов-железнодорожников. Они, не жалея сил, иногда, когда этого требовала обстановка, пренебрегая опасностью для своего здоровья, действовали по-фронтовому.

1988 г. принес новые драматичные события – взрывы на станциях Арзамас-1 и Свердловск-Сортировочный, землетрясение в Армении.

На следующий день после того, как в Арзамасе взлетели на воздух три вагона взрывчатки, туда из Горьковской области, совершив 240-километровый марш, прибыл сводный батальон учебного полка. Ликвидация последствий взрыва не прекращалась ни на час. В предельно короткий срок военные железнодорожники расчистили 15 тысяч кубометров завалов, уложили 850 м главных путей, заменили 500 метров деформированных рельсов и 8 комплектов стрелочных переводов, провели балластировку – 2 тысячи кубометров пути, построили 150 м тупика, переезда,

200 м подкрановых путей.

Военные железнодорожники брали на себя самую тяжелую работу. Наряду с расчисткой завалов, укладкой пути они вместе с гражданскими специалистами быстро восстановили уничтоженный взрывом участок дистанции связи. В ходе дальнейшей реконструкции станции солдаты и офицеры стальных магистралей забалластировали и выправили 18 км железнодорожного пути, уложили 60 стрелочных переводов, завезли 37 тысяч кубометров балласта, только под фундаменты жилых домов забили около 1200 свай. В результате оперативных мер через 4 часа после взрыва было восстановлено движение пассажирских поездов, через 36 – открыли главный ход, а на четвертые сутки железнодорожное движение восстановили полностью.

В декабре того же 1988-го после землетрясения в Армении военные железнодорожники расчистили 9,3 кубометра завалов, разобрали 3,1 км, уложили 3,7 км, перешили 4,9 км и выправили 15,9 км пути. Объем земляных работ составил 37,3 тысячи кубометров, а с января 1989 г. по март 1990 г. – 990 тысяч кубометров. Были уложены 71,8 км пути, 152 комплекта стрелочных переводов. Таков неполный перечень работ. Во многом благодаря самоотверженности воинов-железнодорожников уже 14 декабря 1988 г. был восстановлен путь и открыто движение между Кировоканом и Ленинаканом.

Военные железнодорожники проявят мужество и самоотверженность при устранении последствий прорыва плотины в Серове, наводнения в Бурятии, Читинской и Челябинской областях, пожара на нефтехранилище в Волгограде, железнодорожной катастрофы под Хабаровском.

Таковы лишь некоторые примеры профессионализма и самоотверженности воинов Железнодорожных войск при ликвидации последствий стихийных, аварий и катастроф.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте