Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

В будущее с компьютером наперевес

УГ - Москва, №47 от 23 ноября 2010. Читать номер
Автор:

​10 ноября в Центральном округе прошел семинар по проблеме «Проектирование развивающей образовательной среды учреждения в зависимости от его специфики: возможности использования компьютерных технологий», в котором приняли участие представители 25 учреждений, имеющих разные приоритеты деятельности: центры развития ребенка, учреждения, работающие с детьми с ОНР, с нарушениями зрения, инклюзивный детский сад, работающий в направлении музейной педагогики и художественно-эстетического развития.

Руководитель Центра дошкольного, общего и дополнительного образования Федерального института развития образования Н.Тарасова считает, что использование компьютерных технологий стало реалией времени, которую невозможно игнорировать. Государственная стратегия модернизации образования предполагает интенсивное использование педагогами современных информационных технологий. Сегодня в повседневной работе, при подготовке к занятиям многие воспитатели эффективно используют ресурсы сети «Интернет» и делают процесс более наглядным и привлекательным для дошкольника.Преподаватель методики ТСО в дошкольных учреждениях педагогического колледжа №5 Татьяна Осипова, за плечами которой более 25 лет деятельности по разработке компьютерного игрового комплекса, с которого началась, и надо отметить, успешно и продуктивно, история использования компьютерных технологий в детских садах России, подчеркнула, что основное направление использования возможностей компьютерных технологий в работе с детьми дошкольного возраста – развитие творческих способностей и воображения. Для этого используются прежде всего программы для конструирования и рисования, а также создания анимационных фильмов. В настоящее время для детей дошкольного возраста созданы обучающие программы, обеспечивающие формирование навыков чтения и начальных математических представлений, познавательное развитие, изучение иностранных языков, развитие навыков творчества (рисование, дизайн, конструирование).Дошкольное образовательное учреждение №2336 было одним из тех, кто получил столы и программы раннего обучения «Kidsmart», отличительная особенность компьютеров для малышей – специальный дизайн самого индивидуального рабочего места с мягкими округлыми формами из яркого цветного гигиеничного пластика. Педагог-психолог Наталья Родюшкина рассказала о возможностях использования этой программы в индивидуальной работе с детьми, о том, что необходимо дополнять эту деятельность использованием других программ. На рынке программных продуктов для детей дошкольного возраста представлено много русифицированных программ, но воспитатели отмечают, что не всегда они соответствуют этическим идеалам и нормам российского общества. Анастасия Ефимова и Мария Прочухаева рассказали об опыте использования компьютерных технологий для развития речи детей в системе работы инклюзивного детского сада. Эта задача является актуальной для всех дошкольных учреждений, и игры, в которых ребенок побуждается к активным вокализациям, речи, развивается его артикуляция, очень важны. Интересно было узнать об использовании графических планшетов, которыми укомплектованы многие детские сады-новостройки. Тифлопедагог Светлана Лисовская рассказала об отечественных специальных программах, которые уже более 10 лет используются в практике работы с детьми с нарушением зрения, – «Relax!2», «Плеоптика 2+», «EYE», знакомство с такими программами, которые многие участники семинара видели впервые, было интересным.Анна ОБРАЗЦОВА, начальник отдела дошкольного образования ЦОУО:проекте резолюции семинара его участники отметили необходимость повышения квалификации воспитателей как пользователей программ; проведения эстафеты педагогического мастерства в области использования компьютерных технологий в образовательном процессе в дошкольном образовательном учреждении; более качественной организации текущей технической помощи в наладке и эксплуатации техники.В целом воспитатели и руководители дошкольных образовательных учреждений позитивно настроены на развитие этого направления работы. Они разделяют мысль, которую высказал разработчик первых в нашей стране компьютерных игровых комплексов для детей старшего дошкольного возраста Юрий Горвиц: «Обучать нужно не тому, что есть, а тому, что будет».Елена СОЛОВЬЕВА, научный руководитель Ресурсного центра «Культура и образование» (гимназии №1306):овременный мир, в который приходит ребенок и к которому ему необходимо адаптироваться, отличается широчайшим спектром применения электронных технологий, которые принципиально отличаются от технологий, основанных на применении механики. Появление электронных устройств создало обширную область объектов, с которыми ребенок учится обращаться как пользователь, надолго не имея ни малейшей возможности понять, как они устроены и работают. Собственно говоря, уже современные младенцы, для которых созданы «центры развития», приобщаются к «кнопочной культуре».В самом деле еще сто лет назад игрушки малышей всегда связывали содержательно физическое действие ребенка и его результат: трясет ручкой – катаются внутри погремушки зернышки или шарики, и она издает звук; трясет колокольчик – бьется его язычок о стенку, и он звенит; колесико и мячик катаются, дует ветер или сам ребенок – крутятся лопасти флюгера. Между нажатием на большую красную круглую кнопку «центра развития», который укреплен над кроваткой младенца, и звуками зазвучавшей мелодии нет никакой физической связи. Связь только знаковая: одна кнопка нажата – звенит колокольчик, другая кнопка – прыгает птичка, третья – крутится барабанчик. Появление этих ярких, нарядных, недешевых, активно покупаемых игрушек прошло тихо, без гневных упреков, что они искажают представление ребенка о реальном мире.Использование компьютеров в образовании детей дошкольного возраста связано с некоторыми рисками. Риск ухудшения здоровья, отсутствия или обедненности реальных коммуникаций, отсутствия реального чувственного опыта и практики, которые необходимы ребенку для формирования адекватного целостного образа окружающего их мира, риск и то, что использование программных продуктов зарубежного производства не может обеспечить в педагогическом процессе трансляцию детям отечественной российской культуры и формирование патриотической ориентации и идентичности.В перспективе использование телекоммуникационных технологий позволит обеспечить расширение поля контактов детей, а также расширение поля профессиональных контактов педагогов. В-четвертых, компьютер может стать эффективным игровым средством отработки навыков чтения, счета, развития и реализации творческих возможностей ребенка.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту