search
main
0

В будущее с электронным журналом и электронным дневником

На вопросы «УГ-М» отвечает заместитель директора Зеленоградского методического центра по информатизации, учитель математики и информатики Ольга НЕВСКАЯ.

– Получили ли информационные пространства учителей такое же широкое распространение, как электронный журнал?- Информационные пространства, конечно, пока не так широко распространены, как электронный дневник и электронный журнал. Некоторые школы Зеленограда работают в рамках экспериментальной площадки «Создание системы научно-методической поддержки сетевого взаимодействия образовательных учреждений, внедряющих модель «Школа информатизации». В этих школах многие учителя имеют хорошие рабочие информационные пространства. В тех школах, которые не работают в экспериментальной площадке, их количество поменьше. Но вопрос больше даже не в количестве педагогов и пространств, а в том, насколько эти пространства действительно работают. Потому что хороших информационных пространств, в которых активно работают и учителя, и их ученики, не так много.- Связано это как-то с возрастом учителя? Так и просится на ум предположение, что, вероятнее всего, информационные пространства создают учителя молодые или среднего возраста.- В основном это, конечно, учителя среднего возраста – 30-40 лет. Но есть и 60-летние учителя, которые не просто осваивают эту новую технологию, но и достигают в ней высокого уровня. Могу привести в пример учителя математики школы №229 Т.Ишкову. Думаю, это качество души, которое от возраста не зависит. Если человек относится к новому виду деятельности позитивно и готов обучаться, то у него все получается. Я помню учителей, которые приходили на обучение еще лет 5 назад, когда их никто не обязывал заниматься информационными пространствами. Они приходили, уходили и возвращались вновь спустя 2-3 года, уже пересмотрев свое отношение к ИКТ-технологиям. В настоящее время это отношение в корне изменилось, я не знаю учителей, которые бы считали информационное пространство чем-то ненужным. Всем понятно, что в наше время это очень актуально. Все ознакомились с программой развития московского образования, где говорится в том числе и о дистанционном обучении. На сегодняшний день это одно из самых актуальных и интересных направлений развития. К примеру, процентное соотношение учителей, оказывающих дистанционную поддержку учебного процесса, стало одним из целевых индикаторов пилотного проекта по развитию общего образования Москвы.- А как развивается это направление?- В данный момент одна из школ нашего округа – №367 – в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» получила оборудование для ведения дистанционного обучения. Речь идет о постепенном включении учителей и детей в этот процесс, когда основную часть уроков учитель-предметник продолжает вести в обычном режиме, а один-два урока в неделю переводятся в режим дистанционного взаимодействия. Для этого созданы все материальные предпосылки (подключение к сети «Интернет», компьютеры, учебное оборудование), а также i-школа предоставляет педагогам готовое информационное пространство с разработанными уроками, которое учитель может использовать таким, какое оно есть, а может и добавлять что-то свое, чтобы включиться в этот процесс. В данный момент это можно назвать апробацией.Дистанционный вид обучения можно использовать для детей, которым по какой-то причине не подходит обучение в массовой школе. Это система, которая называется Moodle, свободно распространяемая система дистанционного обучения (СДО). Она позволяет полностью отслеживать процесс обучения. Учитель создает собственное пространство или пользуется готовым пространством (курсом). В определенное время учитель и ученик выходят в это информационное пространство, где они должны выполнить задания. При одновременном подключении такого ресурса, как Skype, создается практически полное ощущение живого общения между педагогом и учеником. Такое обучение вполне реально осуществлять для детей, которые заболели и временно не могут посещать школу, учатся по экстернатной форме или находятся на домашнем обучении, это могут быть также дети-инвалиды, не охваченные школой надомного обучения… Сегодня есть потребность в создании базы данных детей, нуждающихся в подобной форме обучения.- В теории все выглядит очень понятно и разумно. Нет проблем?- Проблема – это качество информационных пространств. Необходима экспертиза на окружном уровне, первым серьезным шагом к ее проведению стал трехлетний опыт нашего конкурса информационных пространств учителей. Те пространства, которые победили в этом конкурсе (из 40 представленных порядка 10-12 победителей), были проанализированы и оценены жюри, то есть они, можно сказать, прошли экспертизу и могут участвовать в дистанционном обучении, быть неким образцом.Другое дело, что спустя три года проведения конкурса встал вопрос о смене его формы, которая себя, по сути, изжила. Не все информационные пространства были примером пространства для дистанционного обучения. Некоторые стали превращаться в сайт, напоминающий методическую копилку. Острая же необходимость в настоящее время именно в четкой поурочной дистанционной поддержке. То есть к каждому уроку должны быть подготовлены теоретический материал и тестирующая часть, а параллельно может существовать сайт учителя, где размещены его наработки. Сейчас получили развитие технологии Web 2.0, представляемые в первую очередь Google. На базе этих технологий учителя могут создавать собственные сайты. Но эти два направления надо разделять.- А как обстоят дела в начальной школе, насколько активны учителя младших школьников?- Еще до введения ФГОС НОО учителя начальной школы начали разрабатывать свои информационные пространства на сайте learning.9151394.ru. С началом введения ФГОС НОО в пилотном режиме в 2009 году был открыт отдельный сайт – nachalka.seminfo.ru, разработаны примеры информационных пространств, которые могут использовать в качестве основы, образца учителя начальной школы. Сначала это были математика и информатика, литературное чтение, а потом появились и другие курсы.Что мы имеем на данный момент по начальной школе? Каждый учитель первого и второго классов (пилотное внедрение ФГОС НОО) в 2011-2012 учебном году имеет от одного до нескольких информационных пространств. Прежде всего перед началом 2010-2011 учебного года в массовом порядке были обучены будущие учителя первых классов пилотных школ (6 школ округа). Они прошли курсы повышения квалификации, на которых ознакомились с разными направлениями введения стандартов, в том числе и ведением образовательного пространства. Соответственно за прошлый учебный год обучились все учителя будущих первых классов, они имеют информационные пространства (в основном прошедшие экспертизу, разработанные авторами учебников), которые состоят из теоретической и интерактивной, тестирующей, частей, а также методических рекомендаций. Учитель может включать в это пространство любые элементы, созданию которых он научился на курсах. В нашем конкурсе информационных пространств победителями стали именно педагоги, научившиеся не просто использовать готовое, но и создавать свое, и активно подключать к работе в пространстве учеников, что представляет достаточно большую сложность, но у победителей окружного конкурса в их информационных пространствах дети активно работают целыми классами на протяжении всего учебного года. Среди наших победителей есть и настоящие энтузиасты, проявляющие инициативу на уровне округа, например, педагог школы №852 В.Пученко участвует в подготовке учителей будущих первых классов, будучи преподавателем курсов. Школа, став стажировочной площадкой, представляла накопленный округом опыт по переходу на ФГОС НОО на выставке «От А до Я» в Манеже.В номинации «Организационно-методический курс» окружного конкурса информационных пространств принимали участие заместители директоров, председатели школьных методических объединений, руководители структурных подразделений, все они успешно ведут работу с использованием информационных пространств. Например, заместитель директора по информатизации школы №618 Д.Ноздрин обеспечивает координацию работы учителей-экспериментаторов, используя такие интерактивные элементы информационного пространства, как задания, тесты, опросы, форумы, чаты. Несколько педагогов – учитель химии школы №853 И.Костюк, учитель истории и обществознания Л.Шашлова и учитель физики гимназии №1528 Л.Войтова, учитель начальных классов школы №638 С.Куликова – прошли обучение в рамках федерального проекта по использованию электронных образовательных ресурсов в обучении и в качестве тьюторов работают в этом направлении с учителями округа. Педагог школы №2038, методист ЗелМЦ по английскому языку Т.Заярная ведет методическое пространство на ресурсе mioo. seminfo.ru для учителей английского языка начальной школы, которое полностью соответствует требованиям стандарта по английскому языку, она регулярно проводит методические семинары для учителей, во время которых обучает навыкам, связанным с внедрением нового стандарта.- В связи с внедрением ФГОС НОО в начальной школе появилось много компьютерной техники. Есть ли проблемы с ее освоением?- В настоящее время обеспечены компьютерными классами, полученными в рамках внедрения ФГОС НОО, все школы, имеющие первые классы. Это макбуки, мобильные классы и автоматизированные места для каждого учителя первого класса (компьютер также «Макинтош»). Обучение работе с этой техникой прошли все сто процентов учителей, работающих по новому стандарту. Сложность все-таки, на мой взгляд, заключается в операционной системе, так как это не привычная Windows, а MacOS, и в этом проявляется некая наша косность. На самом деле MacOS даже легче в обучении, чем Windows, но нам мешает стереотип. Вот если бы абстрагироваться от того, с чем мы имели дело раньше, начать работу с белого листа. По своему младшему ребенку, который с 1-го класса обучался в системе MacOS, я скажу, что проблем вообще никаких нет. У него не возникает сложностей с тем, куда сохранить файл или где найти «Мои документы», как это происходит у наших учителей. Дети быстро привыкают работать в этой системе, так как не знали ничего другого, у взрослых такая сложность существует, и не все это легко преодолевают.- Учиться легче, чем переучиваться?- Некоторые учителя обучались работе с «макинтошами», что называется, с нуля и не знают, как это вообще можно то же самое делать в другой операционной системе. Им проще было, конечно, а у большинства, наоборот, изначальное предубеждение, что MacOS – это плохо, так как это не Windows. Психологический настрой мешает: «Я профессионал своего дела, а это я знать не обязан, меня этому не учили».- А как обстоят дела с освоением нового учебного оборудования?- У нас была поставка предметных кабинетов по нескольким направлениям. Первая поставка – кабинеты химии, физики, биологии, и по работе с ними прошло обучение. В состав кабинета входили химические и физические компьютерные лаборатории. Оборудование сложное, одного-двух обучающих семинаров, которые организовали поставщики, оказалось недостаточно. В идеале это должны быть семинары-практикумы. В общей сложности порядка трети наших школ получили предметные кабинеты.Те интерактивные доски, которые мы получили или еще должны получить на все школы округа, начали поступать с января 2012 года. На первом этапе прошли мастер-классы тех учителей, которые уже активно работают с интерактивными досками. Затем окружной методический центр разработал методические рекомендации и организовал цикл семинаров для учителей-предметников, что позволяет повысить эффективность освоения этого оборудования.Ноутбуки, которые были получены для основной и старшей школы, используются сейчас для ведения электронного журнала и для разработки курсов с ИКТ-поддержкой уроков, а также для работы в информационно-образовательной среде школы – на сайте, в учительских сообществах. Ноутбуки оснащены современным программным обеспечением Windows7, Office 2010, все ключи уже получены, все установлено, можно полноценно работать.- Имеет ли, по вашему мнению, самое непосредственное отношение к повышению качества образования все то, о чем мы сейчас говорим?- Если учитель грамотно использует имеющуюся технику, это напрямую способствует повышению качества образования. Взять хотя бы электронный журнал. Это общение с родителями, оперативность обмена информацией. Если учитель размещает в журнале домашнее задание, ставит оценку, все это происходит быстро. Урок с использованием техники – это более интересный, качественный, результативный урок. Например, к последней поставке кабинета физики прилагалась документ-камера. То есть если положить какой-то документ, да и не только документ, любой объект, то камера увеличивает его и показывает на экране. Даже если какой-то небольшой опыт учитель демонстрирует на столе, то можно увеличить его на экране и показать всему классу. Располагая Интернетом и компьютером, прямо на уроке учитель может использовать свое информационное пространство. Не нужно искать информацию, она у него уже есть в этом пространстве, причем структурированная. Это упрощает работу учителя.Сейчас задача заключается в том, чтобы все учителя отказались от стереотипов и активно включились в процесс. По-другому будет невозможно работать.- Сколько же времени должен потратить учитель, чтобы научиться и создать свое собственное информационное пространство?- На первых порах это достаточно трудоемкий процесс, который занимает немало времени. Главной проблемой первоначального наполнения информационного пространства, пожалуй, стало отсутствие у некоторых учителей базовых навыков по общепользовательской ИКТ-компетентности. Со временем, когда учитель приобретает все необходимые навыки, эта работа становится творческой. Меньше времени уходит на техническую работу, все больше его остается на создание интересных заданий и тестов в пространстве. Когда же учитель достигает определенного уровня, он уже может создавать такие элементы курса, как лекции и вики. Лекция предусматривает сочетание в одном уроке теоретического и практического материала, при этом учитель, предвидя трудности, которые могут возникнуть у учеников в освоении темы, создает некий алгоритм преодоления этих затруднений. Вики – это такой вид интерактивной работы, при котором все ученики класса могут участвовать в разработке одного проекта, редактируя и дополняя друг друга (учитель контролирует и направляет этот процесс).

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте