В Минобрнауки России состоялось совещание с ректорами подведомственных министерству высших учебных заведений. На повестке дня были такие важные вопросы, как повышение зарплаты преподавателям, контрольные цифры приема, а также дальнейшая судьба мониторинга эффективности вузов.
Правила приема изменят. Но не в этом году
В целом по словам министра образования и науки РФ Дмитрия Ливанова, никаких изменений в правилах приема в этом году поступающих не ожидает. Тем не менее это не значит, что административный персонал вузов может ослабить контроль за их исполнением, поскольку, как известно, руководители несут личную ответственность за все нарушения, которые могут произойти в ходе приема на бюджетные места. Министр еще раз подчеркнул, что распределение мест должно быть честным, открытым и прозрачным. Чтобы обеспечить прозрачность, в этом году будет действовать автоматизированная система, куда будут стекаться все сведения, получаемые в ходе приемной кампании. В частности, речь идет, например, о баллах ЕГЭ, сверку которых Минобрнауки РФ будет проводить, чтобы исключить предоставление несуществующих сертификатов или подтасовку баллов. Подобное внимание к такому показателю, как, например, средний балл ЕГЭ, обусловлено тем, что на его основе принимается целый ряд важных решений.
По словам Дмитрия Ливанова, сейчас обсуждаются предложения по поводу учета среднего балла аттестата, который определенным образом будет складываться со средним баллом ЕГЭ. Также обсуждается и возможность учета внеучебных достижений студента, например, в искусстве или спорте, то есть составляющих так называемого портфолио школьника.
С сентября базовые оклады вузовских преподавателей должны увеличиться
Говорили на совещании и о зарплатах вузовских преподавателей. Ответственность за уровень оплаты их труда и качество образования как его прямое следствие теперь всецело ложится на плечи ректоров. Зарплата в системе образования подвержена сезонным колебаниям, и преподаватели ощущают это на собственном кошельке. Однако проблема заключается еще и в том, что базовые оклады чрезвычайно низки для того, чтобы вузовский преподаватель мог ощущать себя уверенно и быть настроенным на передачу знаний: 12-15 тысяч – слишком мизерная для этого сумма. Однако, по словам Дмитрия Ливанова, уже с 1 сентября этого года базовые оклады должны значительно увеличиться. Кроме того, в сумму оклада теперь войдут надбавки за научную степень, средства на обеспечение учебниками и т. д. Кроме того, базовый оклад преподавателя должен составлять не менее 80% от средней зарплаты по каждому региону.
Естественно, что измениться в этой ситуации должна не только сетка окладов каждого вуза, но и штатное расписание. В течение двух ближайших недель вузам предстоит разработать этот документ и представить его на рассмотрение в министерство. И здесь вузы ожидают определенные новшества. Теперь количество преподавателей, работающих на долю ставки (0,95-0,25), должно составлять не более 15% от всех штатных сотрудников. Однако для федеральных и национальных исследовательских университетов в силу их специфики могут быть установлены индивидуальные соотношения по ставкам. Все эти изменения отнюдь не говорят о том, что начнется массовое сокращение профессорско-преподавательского состава. Тем более речь не идет о каких-то фиксированных объемах сокращения, которые сегодня нередко озвучиваются. Вопросы оптимизации достаточно сложны, и, несмотря на раздутые во многих вузах штаты, вопрос должен решаться грамотно. Кроме того, он находится исключительно в ведении руководства вуза. Нужно, чтобы действительно заинтересованные в преподавательской работе специалисты остались на своих местах и могли передать студентам свои знания – не важно, пожилой это сотрудник или новичок. Важен критерий эффективности его работы.
Мониторинг эффективности
Понятно, что в скором времени система образования вновь начнет ощущать нехватку учащихся и студентов. Так, по словам Дмитрия Ливанова, в 2017 году студентов будет на 27% меньше, чем сегодня. Однако и в такой ситуации можно не погасить свой преподавательский потенциал, а заняться, например, научной работой либо постараться привлечь иностранных студентов. Тем более что эти показатели остаются одними из наиболее важных в рамках мониторинга эффективности вузов. Этот во многом противоречивый инструмент, как было объявлено в ходе совещания, будет использоваться и впредь. Предполагается с его помощью осуществлять ежегодную оценку работы вузов, чтобы обеспечить их открытость для абитуриентов и потенциальных партнеров.
Исходя из опыта проведения первого мониторинга, его инструментарий был скорректирован. В частности, в новом мониторинге будет охвачена уже вся система высшего образования, включая и все негосударственные вузы, а не только те 70 смелых, которые, по словам заместителя министра образования и науки РФ Александра Климова, решились на участие в первом исследовании. При этом оказалось, что 70% из них продемонстрировали признаки неэффективности.
Теперь в рамках мониторинга существует разделение высших образовательных учреждений на 6 групп с учетом специфики их деятельности: это образовательные организации военной и силовой, медицинской, сельскохозяйственной, спортивной, транспортной направленности. Правда, участвовать в рейтинге как специализированный вуз сможет, только если «доля приведенного контингента обучающихся, зачисленных на первый курс в отчетном году, по выделенной группе специальностей и направлений подготовки, составляет не менее 60% от всего приведенного контингента студентов, зачисленных на первый курс в отчетном году». Это сделано, по словам Александра Климова, в связи с тем, что сегодня существуют учебные заведения, считающиеся специализированными, но при этом набирающие на эти особые направления подготовки весьма небольшой процент студентов.
Также в инструментарий мониторинга будет введен показатель, характеризующий трудоустройство выпускников. Будет измеряться «количество выпускников вуза, не обращавшихся в службу занятости для содействия в трудоустройстве в течение первого года после окончания обучения». С учетом того, что ситуация разнится буквально от региона к региону, этот показатель будет высчитываться индивидуально по каждому федеральному округу, а для оценки деятельности филиалов не будет использоваться вовсе.
Не будет учитываться при исследовании эффективности работы филиалов и такой, вызвавший множество споров показатель, как международная деятельность вуза. Теперь он будет высчитываться исходя из удельного веса численности иностранных студентов в их общем числе в конкретном вузе. Причем пороговое значение для учебных заведений Москвы и Санкт-Петербурга составит 3%, а для других регионов – 1%. В целом, по словам Александра Климова, пороговые значения не изменятся в сравнении с 2012 годом.
Для того чтобы доказать эффективность своей деятельности, вузу достаточно продемонстрировать, что по трем и более показателям (из шести) значения находятся выше порогового. Задача непростая, но для тех учебных заведений и их руководителей, кто серьезно занимается вопросами образования, посильная. Начнется мониторинг уже совсем скоро – 15 августа, и его результаты повлияют на то, как в дальнейшем будут распределяться контрольные цифры приема, как будут решаться в случае необходимости вопросы реорганизации филиалов и т. д.
Контрольные цифры приема будут приниматься гораздо быстрее
О том, что высшее образование в стране действительно стремятся поставить на эффективные рельсы, говорит и характер контрольных цифр приема текущего года. Рынок труда диктует свои правила, так что в этом году в сторону повышения были скорректированы цифры приема на технические (+5,3%), медицинские (+5,9%) и педагогические специальности (+6,11%). На экономические и управленческие направления подготовки число мест в вузах было уменьшено почти на 20%. Причем многие вузы, где эти направления не являются профильными, могли вообще не получить КЦП. По словам министра образования и науки РФ Дмитрия Ливанова, существуют даже технические вузы, где может быть крайне сильна непрофильная кафедра, но это скорее исключение, чем правило. Именно поэтому в дальнейшем ситуация с распределением КЦП будет еще строже.
По словам директора Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России Александра Соболева, общие подходы к распределению КЦП, сохранятся и в дальнейшем. Например, предполагается, что неизменным, в общем и целом, останется соотношение федеральной и региональной частей конкурса (бакалавриат – 30% на 70%, магистратура – 70% на 30%). Однако особенность принятия КЦП по программам высшего образования на 2014 и 2015 годы состоит в том, что приниматься они будут гораздо быстрее. До 31 декабря этого года уже будут зафиксированы цифры на 2014 год, а до апреля следующего – на 2015 год.
Таким образом, до конца года у ректоров многих вузов будет достаточно много работы с учетом всех предполагаемых нововведений. Достаточно большой объем работ придется как раз на каникулярный период. Впрочем, это оправданно, поскольку с началом учебного года на масштабные изменения может не оказаться времени, да и внедрять новшества уже в ходе учебного процесса – весьма непростая задача.
Фото автора
Комментарии