Многопрофильный лицей при Забайкальском государственном педагогическом университете был открыт в 1993 году. Профессорско-преподавательский состав проводит занятия в лицее и отрабатывает конкретные технологии процесса обучения как в лицее, так и в университете. Для более эффективного управления необходимо оперативное отслеживание информации. С этой целью в лицее осуществляются последовательная разработка и внедрение информационных технологий, обеспечивающих движение и хранение информационных потоков.
Идеи по созданию необходимых информационных систем были воплощены администрацией лицея в техническом задании к дипломным работам для студентов физико-математического факультета ЗабГПУ (специальности «Информатика – физика» и «Информатика – английский язык»). Результатом совместной деятельности преподавателей и студентов кафедры информатики и вычислительной техники явились автоматизированные системы управления (АСУ): «Школа», «Учет личностных достижений учащихся в образовательном пространстве многопрофильного лицея ЗабГПУ», «Организационное обеспечение управления школой».
АСУ «Школа» реализует функции школьного мониторинга и решает следующие задачи:
ведение электронных личных дел сотрудников учебного заведения;
ведение личных дел учащихся;
отслеживание движения учащихся в течение года;
ведение алфавитной книги учащихся и адресной книги сотрудников;
ведение учета и контроля успеваемости учащихся в течение всего времени учебы и представление данных по состоянию и качеству процесса.
«Школа» состоит из двух моделей: «Учитель» и «Ученик». Модуль «Ученик» предназначается для эффективного и систематического поиска информации, имеет расширяемую структуру справочников, хранит историю оценок учеников за все классы, содержит «Алфавитную книгу школы», позволяет формировать и сохранять отчеты в разных форматах: текстовом, табличном, формате html. Модуль «Учитель» проектировался для систематизации сведений о внутришкольных работниках и анализа деятельности педагогического коллектива. Он позволяет оперировать запросами по поиску информации, осуществлять контроль, получать отчеты в заданной форме.
АСУ «Учет личностных достижений учащихся в образовательном пространстве многопрофильного лицея ЗабГПУ» реализует несколько иные задачи:
анализ развития личности учащегося за весь период обучения;
анализ степени участия каждого ученика в проводимых мероприятиях;
реальная оценка достижений учащихся;
хранение и обработка информации об учащихся за длительный временной промежуток.
Эта система представляет собой базу данных, содержащую справочник учащихся, дает возможность для поиска и отображения информации об учащемся, его участии в мероприятиях, личностных критериях, оценке успеваемости, соответствии учащегося требуемым личностным критериям в конкретный период обучения, уровне образованности учащегося. В программе возможно представление справочных данных для отображения информации о классах, системе критериев оценки личностных достижений учащихся. С помощью экранных форм можно формировать различные отчеты.
АСУ «Организационное обеспечение управления школой» позволяет решать задачи:
ведения электронных журналов;
быстрого получения информации об оценках учеников по различным предметам;
предоставления информации для родителей об успешности обучения ребенка;
своевременного доведения информации до педагогов, учащихся, родителей, ведение доски объявлений;
мобильного отображения изменений в расписании лицея.
АСУ проектировалась как для управления лицеем, так и для совместной работы коллектива педагогов и родителей. В настоящий момент работает локальная версия для внутреннего использования. В дальнейшем для эффективной работы с родителями на сайте лицея им будет предоставлен доступ к различной информации, касающейся их ребенка. Это может быть информация об оценках учащегося, личностных достижениях, расписании занятий, характеристике ученика, информации о классе, классном руководителе, перечне планирующихся мероприятий.
В результате компьютеризации указанных процессов руководство лицея имеет обязательный объем информации о состоянии учебно-воспитательного процесса. Это позволяет оперативно принимать эффективные и правильные решения в процессе воспитания и образования учащихся.
Виктория БЕРДЮГИНА, старший преподаватель кафедры информатики и вычислительной техники Забайкальского государственного педуниверситета
Комментарии