Считаю, что выбирать для себя биологию как предмет для более глубокого изучения, ученикам нужно уже с 6-го класса, так как именно в это время закладывается основа изучения науки биологии. Где, как не на уроке, появляется у детей интерес к науке, предмету? Чтобы закрепить этот успех, нужно использовать активные формы и методы обучения. Одним из них является метод опорных конспектов. Для этой цели разработаны ЛОС – листы опорных сигналов.
Предлагаемый дидактический материал предназначен для учителей биологии, занимающихся по концентрической программе Н.И.Сонина, В.Б.Захарова, А.А.Плешакова и соавторов. Опорные конспекты (ОК), или структурно-логические схемы, в системе тематического планирования распределены в соответствии с программными требованиями (связаны с группой уроков) и составлены строго по учебнику Н.И.Сонина «6-й класс. Живой организм». Цель – помочь учителю биологии активизировать работу учеников во время изучения нового материала, его обобщения, закрепления. Трудность состоит в том, что изучаются сразу живые организмы всех царств по основным свойствам. Блоки ОК помогают ребятам лучше ориентироваться в изучаемом материале, сосредоточиться на определенных темах, вопросах, усвоить «целый океан» биологической терминологии, понятий – а это обязательное условие для дальнейшего успешного изучения курса биологии.
Метод ОК и дидактический материал в учебном процессе помогают перейти от фронтальной работы к групповым способам обучения и индивидуальным формам, обеспечивают высокий уровень самостоятельной работы.
ОК можно внедрить в классах любого статуса. Необходимо каждого ученика обеспечить ксерокопиями ЛОС.
ЛОС состоит из автономных тематических блоков. Например, ЛОС №4 содержит материал по тканевому уровню организации живой материи, включает два блока: 1-й – особенности растительных тканей (типы, виды); 2-й – особенности животных тканей (типы, виды). Требуется выяснить особенности тканей: морфологические, анатомические и функциональные, доказать, в чем их специализация и дифференциация, между блоками и в блоках установить взаимосвязи, сходства, отличия. Обязательно подключается для работы учебник, демонстрационный и лабораторный материалы. ОК №4 используется по тематическому планированию на 4 уроках: «Ткани животных и растений», лабораторные работы «Ткани растений», «Ткани животных», «Обобщение изученного по теме «Ткани». На обобщающих уроках обязательно применяется парная и групповая форма работы. ОК должен быть обязательно у каждой пары учеников. ЛОС могут быть включены в любой этап урока. Например, ОК используется также:
– при объяснении нового материала;
– в работе над понятиями и терминами;
– в творческих заданиях разного характера;
– в биологических диктантах;
– при составлении проблемных вопросов, кроссвордов, характеристик;
– как материал для творческого отчета;
– для составления и разработки собственных ОК.
Обязательно отслеживается уровень ЗУН при использовании ЛОС и сравнивается с классами, где опыт не внедряется. Также неоднократно проводятся беседы с учащимися о роли ОК для их деятельности, анкетирование. Опрашиваются родители на родительских собраниях.
В течение учебного года отрабатывалась технология групповой работы с использованием ЛОС. Например:
1. Дети объединяются в 4 группы (по 4-5 человек).
2. Распределение обязанностей в группе.
3. В зависимости от темы урока определяются цели и задачи (с помощью учителя).
4. В каждой группе обязательно наличие ксерокопий ОК.
5. Роль учителя – организатор, контролер.
6. Необходимое условие – высокий темп работы.
Обязанности членов группы (на доске):
1) организатор;
2) гость (связующее звено);
3) гений (генератор идей);
4) аналитик (выступающий).
Форма взаимодействий в группе
(у каждой группы блок ОК):
1) &( перекрестный опрос по блоку;
2) ” цепочки вопросов и ответов по ОК;
3) подключение материала учебника и т.д. (самостоятельная работа);
4) DE работа в сменных парах по материалу учебника, ОК;
5) мини-выступление аналитика.
Формы взаимодействия между группами
1) Хождение «гостей» в группы с рассказом своего блока.
2) Возвращение «домой» и заключительное выступление аналитика.
Допускается введение энергизатора по теме блока: живой объект, муляж, гербарий и т.д.
Оценивание проводится в форме рефлексии. Цель такой работы: повысить качество усвоения материала, интерес к биологии, активность, самостоятельность.
Кроме ОК для построения структуры урока используются книги: В.Н. Семенцева «Биология, технологические карты уроков», Г.П.Игошин «Уроки биологии в 6-м классе».
Дидактические принципы
Принцип лаконичности основан на том, что при восприятии и запоминании объем кратковременной, оперативной памяти человека ограничен (большой объем информации запоминается плохо).
Каждый блок ОК должен быть не более 300-600 печатных знаков.
Принцип структурности заключается в объединении опорных сигналов в логически связанные смысловые блоки. Логически построенный материал легче запоминается, дольше сохраняется в памяти и быстрее воспроизводится.
Принцип автономности выражается в завершенности каждого блока опорных сигналов. Ввиду того что каждый блок несет свою смысловую нагрузку, он воспринимается и запоминается в обобщенной сжатой форме.
Принцип доступности материала подразумевает опору на имеющиеся знания, что способствует лучшему пониманию, повышает интерес к изучаемой теме.
Цветовая наглядность (особый шрифт) и образность (расположение) опорных сигналов вызывают у ребят положительные эмоции, способствуют лучшему восприятию, пониманию и запоминанию материала.
Основой предложенных ОК является опорный сигнал – это графический символ, замещающий смысл какой-то информации из учебника. Сигнал может быть и в форме ключевого слова, термина, цифры, рисунка, стрелки, схемы, химической формулы. Глядя на опорные сигналы, ученик быстро вспоминает их смысл и расшифровывает содержание, излагает его в развернутом виде. Опорные сигналы – это «узелки на память».
ОК – система логически взаимосвязанных опорных сигналов учебного материала одного урока. Я предлагаю ОК не для одного, а нескольких уроков, т.к. по программе Н.И.Сонина в 6-м классе некоторые уроки (по жизнедеятельности животных, грибов, растений) объединены в одно целое. ОК составлен из небольших блоков, объединенных тематически и по содержанию. Так удобнее сравнивать, устанавливать взаимосвязи, находить общее, делать вывод. ОК составлены строго в соответствии с содержанием материала учебника. Копии ОК находятся у каждой пары учеников, т.к. работа по ним предполагается парная и групповая. В учебной работе ОС выполняют несколько функций:
1) служат наглядным пособием при объяснении учителя;
2) упрощают и ускоряют процесс подготовки учащихся к уроку;
3) позволяют увеличить объем изучаемого материала на уроке;
4) полностью снимают проблему накопляемости отметок;
5) развивают творческое мышление и познавательные силы учащихся, активируют процесс обучения.
ОК в системе тематического планирования
№1. «Царства живого. Основные свойства живого»
К урокам 1, 2 по темам: «Место биологии в системе естественных наук», «Основные свойства живых организмов».
№2. «Уровень молекул»
Урок 3: «Химический состав клетки: неорганические вещества клетки». Лабораторная работа «Состав семян».
Урок 4: «Химический состав клетки: органические вещества». Лабораторная работа «Определение физических свойств белков, жиров, углеводов».
Урок 5: «Химический состав клетки: закрепление и обобщение изученного материала». Лабораторная работа «Определение органических веществ в чистом виде и в клетках».
№3. «Уровень клеточный»
Урок 6: «Клетка – элементарная единица живого». Лабораторная работа «Строение клетки».
Урок 7: «Строение и функции органоидов клетки. Сравнительная характеристика растительной и животной клеток».
Урок 8: «Вирусы – неклеточные формы жизни. Обобщение знаний по строению и химическому составу клеток».
Урок 9: «Деление клетки. Митоз – основа роста и развития организма».
Урок 10: «Биологическое значение мейоза».
№4. «Уровень тканевый»
Урок 11: «Ткани растений и животных».
Урок 12: Лабораторная работа «Ткани растений».
Урок 13: Лабораторная работа «Ткани животных организмов».
Урок 14: Обобщение изученного по теме «Ткани».
№5. «Уровень организмов и систем. Организменный»
Урок 15: «Органы цветкового растения».
Урок 16: «Строение корневой системы». Лабораторная работа «Корневые системы».
Урок 17: «Строение побега. Почка». Лабораторная работа «Строение и расположение почек».
Урок 18: «Стебель – осевой орган побега».
Урок 19: «Строение и функция листа». Лабораторная работа «Простые и сложные листья».
Урок 20: «Цветок, его строение и функция. Соцветие». Лабораторная работа «Строение цветка».
Урок 21: «Плоды: значение и разнообразие». Лабораторная работа «Сухие и сочные плоды».
Урок 22: Обобщение по теме «Органы цветковых растений». Лабораторная работа «Строение семени».
Урок 23: «Органы и системы органов животных».
Урок 24: «Органы и системы органов животных» (продолжение).
Урок 25: «Организм как единое целое». Обобщение изученного.
№6. «Процессы жизнедеятельности организмов. (ПЖО). Питание. Пищеварение»
Урок 26: «Питание растений».
Урок 27: «Фотосинтез – воздушное питание растений».
Урок 28: «Питание животных».
Урок 29: «Типы и значение пищеварения».
Урок 30: «Регуляция процесса пищеварения». Лабораторная работа «Действие слюны на крахмал».
№7. «ПЖО. Дыхание»
Урок 31: «Дыхание растений».
Урок 32: «Дыхание животных».
Урок 33: Обобщающий урок по теме «Дыхание».
№8. «ПЖО. Транспорт веществ в организме»
Урок 34: «Передвижение веществ в растении».
Урок 35: «Строение и функции кровеносной системы животных».
Урок 36: Обобщающий урок по теме «Передвижение веществ в организме».
№9. «ПЖО. Выделение»
Урок 37: «Выделение у беспозвоночных животных».
Урок 38: «Выделение у беспозвоночных животных и растений».
№10. «ПЖО. Обмен веществ и энергии»
Урок 39: «Обмен веществ и превращение энергии у растений».
Урок 40: «Обмен веществ и превращение энергии у животных».
№11. «ПЖО. Опорно-двигательная система»
Урок 41: «Значение опорных систем в жизни организма. Строение костей».
№12. «ПЖО. Движение»
Урок 42: «Движение простейших и беспозвоночных животных».
Урок 43: «Движение животных в водной среде».
Урок 44: «Движение животных в наземной и воздушной средах».
Урок 45: «Движение растений».
№13. «ПЖО. Координация и регуляция»
Урок 46: «Регуляция процессов жизнедеятельности. Раздражимость».
Урок 47: «Строение и функции нервной системы».
Урок 48: «Эндокринная система и ее роль в регуляции жизнедеятельности животных».
Урок 49: «Регуляция процессов жизнедеятельности растений».
Урок 50: Обобщение по теме «Координация и регуляция».
№14. «ОСЖ. Размножение»
Урок 51: «Виды размножений. Бесполое размножение».
Урок 52: «Вегетативное размножение растений». Практическая работа «Черенкование комнатных растений».
Урок 53: «Половое размножение животных».
Урок 54: «Половое размножение растений».
Урок 55: Обобщающий урок по теме «Размножение организмов».
№15. «ОСР. Онтогенез растений. Рост и развитие»
Урок 56: «Рост и развитие растений». Лабораторная работа «Прорастание семян».
№16. «ОСЖ. Онтогенез животных. Рост и развитие животных»
Урок 57: «Рост и развитие животных».
Урок 58: «Типы развития животных». Лабораторная работа «Прямое и непрямое развитие животных».
Урок 59: Обобщающий урок по теме «Жизнедеятельность организмов» (установление связей между всеми опорными конспектами).
№17. «Экологические факторы. Экосистемы: уровень биогеоценотический»
Урок 60: «Среда обитания организмов. Экологические факторы среды».
Урок 61: «Влияние факторов неживой природы».
Уроки 62, 63: «Взаимосвязи живых организмов. Влияние деятельности человека». Экскурсия.
Уроки 64, 65: «Природные сообщества. Цепи питания». Экскурсия.
Урок 66: Обобщающий урок по теме «Организм и среда. Природные сообщества».
Урок 67: Летние задания.
Вера ЧУХРИЙ, учитель биологии СШ №9 города Буй Костромской области
Комментарии