search
Топ 10
Школы в регионах переводят на дистанционное обучение Дистанционное обучение в школах, «Высшая лига» учителей года, отмена ЕГЭ - новости образования Учителям потребуется подтверждать, что именно они подготовили победителей Всероссийской олимпиады школьников Акт вопиющего физического воздействия и морального насилия: что случилось в школе под Калугой Эксперт подсказал выход из ситуации с самой юной студенткой МГУ Алисой Тепляковой Для учителей и воспитателей Подмосковья установили выплату в 5 тыс. рублей Постановление Роспотребнадзора о сокращении карантина до 7 дней вступило в силу Мне есть что спеть: 25 января – день рождения поэта, барда, актера Владимира Высоцкого Школьников и студентов отправляют на дистанционное обучение – ковид бьет рекорды Гурманы отметят необычный праздник – Международный день эскимо, которому исполняется 100 лет

Узелки на память Обучение дошкольников макраме

Занятия макраме развивают у детей дошкольного возраста воображение, память, закрепляют знание того, какая рука левая, какая правая, такие понятия, как “верх”, “низ”, “край”. Я придумала сказки и истории для каждого узелка. Сухие понятия “рабочая нить”, “узелковая” заменила именами сказочных героев, таким образом детьми лучше усваивается последовательность плетения узлов. Чтобы ученики быстрее и лучше запоминали, какая рука левая, а какая правая, мы называем их так: правая рука – “работница”, т.к. эта рука является ведущей в выполнении различных действий, а левая – “помощница”, т.к. она помогает в работе правой руке.
На занятиях дети сами становятся участниками историй и сказок. Они с большим удовольствием пересказывают их своим родителям. С самого первого урока мы отправляемся в морское путешествие, ведь узелки все морские, каждый становится моряком, и на большом корабле мы плывем к сказочному острову, на котором живут узелки.
Чтобы запомнить, на скольких нитях плетутся узлы, я “поселила” узелки в домики. Если узел выполняется из одной нити, то он “живет” в одноэтажном доме, если из 2 нитей – в доме из 2 этажей и т.д.
Приходится работать с английскими булавками, и, чтобы избежать травм, мы отождествляем их с живыми существами, которые не любят, чтобы их вкалывали в руки, держали во рту, бросали на столе. Если не выполнять этих правил, то булавочки обидятся и могут сломаться или поранить обидчика.
На стене в углу кабинета висит огромный плетеный паук – наш хранитель кабинета. Он следит за тем, кто и как себя ведет, кто и как работает. Приходя на урок, дети обязательно с ним здороваются. В конце каждого урока мы спрашиваем у паука, как мы сегодня потрудились. Лучшим ученикам паук дарит медали в виде сердечка или цветка.
На занятиях макраме дети узнают, что веревки можно использовать не только для сушки белья, но и для изготовления различных изделий, учатся завязывать шнурки, плести косички. В течение учебного года дети усваивают технику плетения 6 узлов (простой, квадратный, репсовый, плоский, “фриволите” и китайский узел) и выполняют три работы: “Рыбка”, “Кукла Маша”, “Гусенок”.
Вашему вниманию предлагаю один из моих сценариев к уроку макраме.

“В гостях у Квадратика”
Тема: двойной плоский или квадратный узел.
Цели: научить технике плетения двойного плоского узла; развивать внимание, память, воображение; воспитывать чувство взаимопомощи.
Задачи: научить последовательности плетения квадратного узла; закрепить последовательность плетения квадратного узла; разучить сказку о двух колдуньях и двух спящих красавицах.
Приборы: на каждого ученика – подушки для плетения, по 4 английские булавки.
Материалы: на каждого по 1 нити длиной 10-15 см, по 2 нити длиной 1 м.
Дидактический материал: образец квадратного узла, готовые изделия, в которых он присутствует.
Ход урока
На подушках для плетения горизонтально закреплены нити длиной 10-15 см, в верхнем правом углу подушки по 2 булавки, рядом с подушками по 2 нити длиной 1 м.

Повторение пройденного материала
1. Для чего нужны булавки? (Для крепления нитей к подушке. Когда ниточка отдыхает или спит, ее нужно приколоть булавочкой, чтобы она не проснулась, когда не нужно, и не мешала работать).
2. Как навесить нить “замочек” к себе? (Вспомнить, как повесить белье без прищепок: нить нужно сложить вдвое, петлю пропустить сверху вниз под дополнительной нитью, концы нитей опустить сверху в петлю, потянуть вниз. Образуется “замочек”).

Сообщение нового материала
Сегодня мы отправляемся в гости в новому узелку, который называется “квадратик”. “Квадратик” плетется на 4 нитях, поэтому он живет на четвертом этаже. У “квадратика” есть еще одно имя – Двойной Плоский Узел, потому что он состоит из 2 плоских узлов (показываю образец узла). При помощи этого узелка можно выполнить очень много интересных изделий (показываю “Рыбку”, “Улитку”, “Бабочку”).
Сегодня мы разучим новую сказку – “О двух спящих красавицах и двух колдуньях”.
Для начала нам нужно навесить 2 ниточки, которые лежат у вас рядом с подушками. Как это сделать, мы с вами уже повторили, теперь сделайте это самостоятельно (контролирую правильность навешивания).

У вас получилось… (дети считают) 4 ниточки. Итак, начинаем нашу сказку.
Жили-были две колдуньи. Покажите мне левую руку, теперь возьмите в нее левую ниточку с края, уберите ее наверх – это первая колдунья. Покажите мне правую руку, возьмите ею правую ниточку с правого края, уберите ее наверх – это будет вторая колдунья. (Все действия я демонстрирую сама, дети повторяют их одновременно).

У вас остались 2 ниточки в центре подушки – это и есть наши спящие красавицы. Когда колдуньи уходили, то они усыпили красавиц волшебными булавками. Заколите каждую ниточку булавкой, они у вас находятся в подушках. (Проследить правильность выполнения).
И вот превратилась первая колдунья в “лягушку” и прыгнула на двух красавиц. Улеглась им на ноги. Взяли все левой рукой сверху с левой стороны ниточку и уложили ее на две средние нити.

Заквакала “лягушка” и на ее голос явилась вторая колдунья, которая превратилась в “змею”. Взяли все в правую руку вторую нить сверху. Проползла “змея” по “лягушке” (уложить правую нить сверху на левую нить), затем пролезла под кроватью (подвести правую нить под двумя средними заколотыми нитями над булавками), высунула голову снизу вверх в петлю (вывести конец правой нити снизу вверх в петлю, образовавшуюся при работе нитью слева).

Зашипела “змея”, и вместе с “лягушкой” они двинулись вверх (взять обеими руками за концы нитей, потянуть их кверху и затянуть). Обратите внимание, теперь “лягушка” справа, а “змея” – слева. Необходимо вернуть каждую из них на свою сторону.

Вот опять “лягушка” прыгнула на ноги двум спящим красавицам (нить справа уложить на 2 средние нити, справа налево) и заквакала. На ее голос снова приползла “змея” (взять нить слева), проползла по “лягушке” (уложить нить сверху на конец правой нити), проползла под кроватью (провести нить под средними нитями), высунула голову в петлю (вывести нить в петлю с правой стороны снизу вверх) и, зашипев, двинулась вместе с “лягушкой” наверх (обе нити потянуть вверх до полного затягивания узла).

Вот и получился наш “квадратик”. Посмотрите, пожалуйста, с левой стороны у вашего узелка образовалась перекладинка, или “замочек”. Если есть “замочек”, значит, узелок выполнен правильно.

Мы с вами очень здорово потрудились, а теперь давайте поиграем. Игра называется “Бабка! Бабка! Распутай нитки!”. Встали все в круг и слушаем правила игры. Для начала мы выбирем “Бабку” при помощи считалочки. “Бабка” уходит в сторону и отворачивается. В это время дети берутся за руки и пролезают под руками друг друга, не расцепляя рук. “Бабка” подходит и начинает распутывать “нитки”, руки расцеплять у запутавшихся нельзя. Игру провести 3-4 раза. После игры продолжаем плетение “квадратика”, рассказывая сказку. Можно предложить рассказать сказку кому-нибудь из учеников, по желанию. Нужно постоянно проверять наличие “замочка” после выполнения узла. Выполняем еще 2-3 узла, а затем прерываем работу для игры.

Игра “У волшебного дуба”.
Дети строятся друг за другом и идут к волшебной поляне:
По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке,
Шагают наши ножки (дети шагают друг за другом).
Раз-два, раз-два!
По камушкам, по камушкам (прыгают на двух ногах).
В ямку бух! (Приседают).
По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке,
К Мудрому Дубу привели нас ножки!
Роль “Мудрого Дуба” исполняю, конечно же, я. Дети садятся вокруг меня, я предлагаю детям отгадать загадку. Отгадавших отпускаю, а тот, кто не отгадал, сам должен загадать “Дубу” загадку.

Подведение итогов занятия
После игры все садятся на свои места. Я провожу опрос по материалу урока.
1. Какую сказку мы сегодня разучивали? (Сказку о двух спящих красавицах и двух колдуньях).
2. К какому узелку мы сегодня ходили в гости? (Мы ходили в гости к “квадратику”).
3. Сколько раз нужно колдовать колдуньям, чтобы получился “квадратик”? (Два раза).
4. Как узнать, правильно ли мы сплели узелок “квадратик”? (Если появился “замочек” сбоку, значит, узелок выполнен правильно).
А сейчас давайте уберем свои рабочие места. Отколите все булавки и воткните их в верхний угол своей подушки. Использованные нити с узелками уложите в свои коробочки, кто желает, может взять их с собой показать родителям?

Задание на дом
Научить маму или папу плести “квадратик”, рассказать им новую сказку.
Урок продолжается 35 минут, за это время мы успеваем и поиграть, и поплести. Иногда вместо обычных игр мы играем в наши сказки, где роли исполняют сами дети.

Анжелика ПЕЧЕНЕВСКАЯ,
педагог дополнительного образования
Углегорск,
Сахалинская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте